Указ о создании в Калининграде базы Антарктической китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» (АКФ) Совет министров РСФСР издал в марте 1959 года, а заработала она в апреле 1960 года. В течение 15 лет каждой осенью город провожал, а весной встречал людей мужественной профессии. Недаром поэт Владимир Ангелин в стихотворении «Примета» написал: «Уходят китобои, значит, осень. Суда, как птицы, тянутся на юг». Журналисты «Страны Калининград» познакомились с бывшим членом экипажа АКФ и узнали, как это было.
Попали в «мясорубку»
– Мои сверстники мечтали быть космонавтами или моряками, – вспоминает Эдуард Коноплев, – я не исключение. В 1962 году попал на китобойный промысел машинистом испарительных установок. Мне 25 лет, за бортом огромные айсберги, а в машинном отделении – Африка! Арктических морозов я так и не ощутил. На самом деле гораздо страшнее шторм. Было это 7 декабря в мой первый поход. Тогда мы попали в 12-балльную «мясорубку». Сутки нас швыряло в океане как щепку. Судовой такелаж срывало с палубы. Бочки летали, как снаряды. Было страшно и не до романтики! На следующий день «Юрий Долгорукий» принимал поздравительные телеграммы по случаю победы над стихией. А газета «Советская Россия» опубликовала заметку «Гордимся вашим бесстрашием». Люди выражали нам восхищение и желали успехов.
Рейсы действительно были рискованными: в путине 1963–1964 годов у острова Крозе (архипелаг в Индийском океане) затопило турбогенераторный отсек, из строя вышли два генератора из четырех. Команда смогла сделать ремонт на ходу и ввести механизмы в строй. Во время другого рейса из-за штормов не удалось вовремя встретиться с танкером и пополнить запасы топлива. База вошла в паковые льды не менее трех метров толщиной и повредила оба гребных винта.
Знакомились с пингвинами
По заграницам простой советский народ практически не путешествовал. А у промысловиков, отправляющихся в Южный океан, предполагались заходы в иностранные порты. Им откровенно завидовали. Поход в Антарктиду приравнивался тогда чуть ли не к полету в космос! Находиться около 200 суток оторванными от земли в спартанских условиях – на это отваживались немногие. Когда китобои через полгода возвращались с промысла, их встречали, как героев, с цветами и оркестрами. И, конечно, заслушивались их рассказами и впечатлениями.
– Моя работа предполагала нахождение круглые сутки в машинном отделении, – продолжает Эдуард Владимирович, – но в коротких перерывах я впитывал впечатления. Наблюдал разных китов – это потрясающее зрелище! Например, видел сейвалов или сайдяных беззубых китов, горбача, его еще называют длиннорукий полосатик. Конечно, по-человечески было жаль этих красавцев. Помню, как впервые увидел пингвинов. Ребята из
команды «приглашали» особенно доверчивых в гости на палубу. Очень забавные – как игрушки.
Еще одним развлечением в длительном походе было празднование Дня Нептуна. Экипаж любого судна, пересекая экватор, с давних времен по сей день отдает «дань» царю морей. Сначала это был ритуал с просьбой о пощаде, потом это стало своеобразным посвящением для тех, кто экватор пересекает впервые.
К празднику готовится вся команда – расплетают канаты, делают наряды из подручных средств. Новички проходят «чистилище»: их поят соленой водой, купают в специальной купели, мажут сажей и машинным маслом (чтобы труднее было отмыться), бреют им головы. После всего этого моряку выдают грамоту, которая освобождает его от «экзекуции» в следующем рейсе.
Готовятся к юбилею
– Китобойной базы нет уже 45 лет, – вздыхает Коноплев, – но мы летом проводим традиционные встречи «однополчан».
В этом году повод был печальный: в июне не стало радиста флотилии Виктора Новикова. Он автор книги о китобоях под названием «О море, о жизни, о себе». В 2020 году тоже обязательно соберемся – будем отмечать 60 лет китобойной флотилии. Уже есть договоренность с директором Музея Мирового океана Светланой Сивковой, которая примет в этом участие.
Справка «СК»
История базового судна флотилии неоднозначна и даже трагична. Оно было построено в Германии в 1926 году как пассажирский лайнер «Гамбург». В конце войны фашисты затопили его вместе с десятью тысячами беженцев в трех милях от немецкого порта Засниц. Через пять лет наши водолазы подняли судно со дна Балтийского моря. А власти ГДР передали его в дар Советскому Союзу. В первый промысловый рейс АКФ «Юрий Долгорукий» снялась с рейда Калининграда 20 октября 1960 года. В составе были китобаза и 15 судов с капитан-директором Федором Самольяновым во главе. В первом рейсе добыли более 3 тысяч китов общим весом 100 561,5 тонн. Из-за истощения китовых стад в 1975 году было решено прекратить деятельность АКФ, а базу списать на металлолом.
Машинистом испарительных установок Эдуард Коноплев был с 1962 по 1965 год
На китобойной базе проходили все процессы подготовки к транспортировке туши
Встречи китобоев организовывал радист Виктор Новиков, которого летом не стало
фото из архива Эдуарда Коноплева
поделиться