или Зарегистрироваться
Земляки
1005
0
20 декабря 2018

Полет на доверии и мертвая петля

Калининградец ищет земляков из клуба спортсменов-авиаторов 1960-х годов
Близится к завершению наш конкурс «Город-сад, который мы потеряли». Сегодня в нем участвует калининградец Александр Москалев. 

На заре планеризма
– Мне уже 81 год, а еще в детстве я увлекся авиацией и пытался найти ответы на вопросы: как устроен самолет и как он летает, почему такая форма у крыла и как она обеспечивает подъемную силу и так далее, – вспоминает земляк. – Когда уже оканчивал школу, то всерьез подумывал: «Не поступить ли мне в летное училище?», но одновременно с этим мечталось мне и о профессии слесаря по металлу. И этому суждено было сбыться: в 1956 году в Калининграде при судостроительном заводе открылось техническое училище, в которое я и поступил. 
Через год обучения Александр уже работал монтажником на кораблях. Жил парнишка на окраине – в общежитии на улице Суворова, а до центра добирался на трамвае, ведь автобусов в то время практически не было.
– Не помню, от кого я услышал, что при ДОСААФ открывается авиационно-спортивный клуб, но в душе сразу отозвались отголоски давней мечты о небе, – продолжает Александр Москалев. – И я незамедлительно записался в этот клуб. Более того, оказалось, что в нем будут обучать полетам на планере! Тогда в нашей стране планерный спорт только зарождался. 
В итоге из желающих заниматься в авиационно-спортив-ном клубе была создана группа – около 15 человек разного возраста, среди них наш герой был самым старшим. 
– Руководил нами инструктор по имени Владимир, он оказался в меру строгим и доброжелательным человеком, – восстанавливает события того времени Александр Васильевич. 
По словам калининградца, сначала начинающих авиаторов – курсантов учили взлетать на маленьких простеньких планерках. Происходило это так: к стопорному кольцу на носу летающего аппарата привязывали два резиновых жгута, затем один человек – пилот – садился в кабину и брался за ручку управления, после чего за каждый жгут хватались по пять курсантов и натягивали их что есть силы. По сигналу инструктора пилот рывком освобождал стопор планерка и взлетал.

Накрыло небо
– Чем больше умения прикладывал управляющий планером, тем дальше пролетал, – рассказывает Александр Васильевич. –  Выполняя это упражнение, я представлял, что проделывал его уже не раз, и такой придуманный опыт и возникающая уверенность позволяли пролетать мне дальше товарищей! На следующий год начались полеты с инструктором на большом планере. Тут была иная схема: планер цепляли длинным тросом к грузовику, машина тащила его за собой и ускорялась, а в момент максимального разгона планер отцеплялся от троса и взлетал. Когда я впервые испытал такой полет на себе, получил невероятные ощущения! Из головы вылетело все, чем я жил на земле, остался лишь восторг и шум крыльев, преодолевающих сопротивление воздушных масс…
Со временем между нашим героем и инструктором сложились доверительные отношения. Один раз он негласно, но, конечно, под контролем разрешил Александру посадить планер.
– Это был мой предпоследний полет, – продолжает Александр Васильевич. – В следующий раз мы с ним вылетели, и благодаря тому, что трос отсоединился позже, планер поднялся необычно высоко и развил большую скорость. И вот тут мне Володя и говорит: «А что, Саша, рискнешь сделать мертвую петлю?» А я и не против: «Давай сделаем!» И вот уже планер пикирует вниз, шум крыльев переходит в свист, а мы с инструктором вниз головой, небо накрывает! Затем скорость гасится, на секунды становится тише, потом аппарат переворачивается, вот-вот наберет скорость и ввысь… И тут завибрировала связка, держащая крыло, а это значит, что в любой момент она может лопнуть… Но инструктор изловчился и смог зажать ее. «Ух!» – выдохнули мы одновременно! Планер набрал скорость, выровнялся и сел. Ребята встречали нас кто с испугом, кто с завистью и восторгом на лицах. Без последствий этот экстрим не остался, Володю уволили, а так как другого инструктор не нашли, то клуб закрыли… Сегодня я с любовью вспоминаю эту страничку моей жизни и мечтаю, что, может, кто-нибудь из тех ребят откликнется! 

Ждем ваши фото и истории!
Еще недавно Калининград с гордостью носил звание «Город-сад». Присылайте снимки и свои истории про зеленые места нашего города и про его жизнь в те времена, когда «деревья были большими», на эл. почту [email protected] или звоните по тел. 31-24-11. Рядом с архивными фотографиями мы разместим современные съемки тех мест, о которых идет речь. Конкурс «Город-сад, который мы потеряли» продлится до конца декабря. Самого активного рассказчика отметим призом – недельной путевкой на отдых в санаторий «Отрадное».

25-в-номер-(1).jpg
Сегодня Александру Васильевичу Москалеву 81 год, он очень надеется, что откликнется кто-нибудь из курсантов авиаклуба

25-в-номер-(2).jpg
На память остался членский билет клуба и это фото 1960-х годов. На нем наш герой запечатлен в полете, на фоне приборной доски планера ( фото из архива героя публикации )

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2