Консервация во времени
Они объехали 40 городов, пообщались с сотнями кураторов и представителей искусства.
В итоге выбрали лучших: на выставке представлены самые разные формы современного искусства – картины, рисунки, фотографии, коллажи, скульптуры, объекты, инсталляции, аудио- и видеоарт, документация акций.
Среди авторов — как те, кого за пределами их региона знают лишь истинные ценители, так и известные люди. Например, Ильгизар Хасанов из Казани с инсталляцией «Красное» – подборкой советских объектов: красных флажков, пирамидок и детских ботинок. Или Владимир Селезнев с работой «Метрополис»: это карта его родного Нижнего Тагила, сделанная из найденного там мусора. В темноте она светится, и город напоминает мегаполис.
Приятно, что среди 68 участников триеннале семеро — из Калининграда. И в их числе – фотокорреспондент газеты «Страна Калининград» Александр Матвеев. На выставке он представил проект «Прусская зима»: пейзажи, снятые на пленку. На черно-белых фотографиях только природа — без человека, без времени. Так это место могло выглядеть вчера, десять или сто лет назад.
– Для съемок я езжу по области с ноября по март, когда нет яркого солнечного света, красок. Нравится состояние природы в эти месяцы — спокойствие, умиротворение. Оно лучше всего позволяет показать наш край, его настроение, – пояснил Александр.
Фотограф рассказал, что увидел на выставке немало интересных работ.
– Меня впечатлил Аслан Гайсумов из Чечни: его инсталляция с номерами домов из Грозного и пробелами между ними, означающими, что здания стерты с лица земли, напоминает о страшных событиях в истории страны. А Маяна Насыбуллова из Свердловской области включает в маленькие сгустки смолы инклюзы: предметы, изображения — например, фантик от жевачки «Лав из». Получается консервация во времени.
Как звучат М и Ж
Проекты наших земляков вызвали большой интерес у зрителей.
Гости «Гаража» внимательно рассматривали инсталляцию Антона Забродина «Новые флаги». Он печатает на флажной ткани изображения тех мест, где проходят границы. А серия работ «Ирония как ландшафт» показывает минималистичные пейзажи, дополненные культурными знаками — вывеской магазина или экраном компьютера.
Саунд-художник Данил Акимов специально для триеннале придумал проект «Преисподнее»: три композиции он записал прямо в «Гараже» – в местах, которые редко представляют интерес для художников, разве что сугубо человеческий. Это звуки из женского и мужского туалетов, а также микс из них – попытка размышлений на тему, как звучит пол и существует ли агендерный звук.
Арт-группа «Нежные бабы» (художники – Женя Лаптева и Саша Артамонова) занимается видеоперформансом. Их фильмы посвящены осмыслению телесности, травматическим ситуациям, связанным с женщинами – замужеством, разводом, рождением и не рождением детей и другими проблемами. Так, в перформансе «Хлеб и соль» показан ритуал прощания с теми, кто пропал в море без вести. В кадре девушки в белых платьях солят волны и кормят чаек хлебом.
Достойное место занял и интерактивный проект Дмитрия Булатова и Алексея Чебыкина «Точка доступа». В нем художники объединили средневековые оптические технологии с советской авангардной архитектурой. В основе принцип «анаморфозов», который любил использовать еще Леонардо да Винчи: когда изображения с помощью оптического эффекта искажаются и превращаются в новые образы.
Структура, созданная по такому принципу на 3D-принтере, отражается в зеркальном цилиндре в форме башни Татлина. Если посмотреть на нее через экран смартфона, можно оказаться в прошлом – в Петрограде 1920-х и увидеть, как бы выглядел монументальный памятник III Интернационалу, если бы его построили.
Фотограф газеты «Страна Калининград» Александр Матвеев снимает монохромные пейзажи по всей области
Калининградский саунд-художник Данил Акимов исследует звук
Проект Дмитрия Булатова и Алексея Чебыкина «Точка доступа» сделан по принципу, который любил использовать еще Леонардо да Винчи
Серия работ Антона Забродина «Ирония как ландшафт»
поделиться