или Зарегистрироваться
Земляки
1541
0
06 ноября 2014

Кшиштоф Занусси: «Я провоцирую всю жизнь, хотя и получаю за это по голове»

Всемирно известный польский режиссер, обладатель «Золотого льва» – главного приза
Венецианского кинофестиваля, в октябре заезжал в наш город буквально на три часа

Пан Кшиштоф в свойственной ему благодушно-иронической манере поделился с многочисленной калининградской аудиторией своими мыслями о принципиальной разнице восточного и западного менталитетов. Причем общался обстоятельно и неспешно. После встречи с мэтром мирового кино пообщался корреспондент «Страны Калининград».

«Калининград – так оригинально и так ненормально»

– Господин Занусси, вы наведываетесь в наш город достаточно регулярно. Это случайное стечение обстоятельств?

– Нет, мне интересно сюда приезжать. Это совершенно особое место на карте, где собрались воедино люди с огромного количества самых разных территорий и абсолютно в искусственных условиях создали особое общество. Это так оригинально и так ненормально!

– Вы часто говорите о разнице восточного и западного менталитетов. В чем она заключатся?

– Запад делает акцент на индивидуализме, Восток – на коллективизме. И в том, и другом случае часто доходит до карикатурности. Но, впрочем, я сторонник того тезиса, что личность – это космос. Все для нее! Также чисто восточное явление – это олигархи. В то время как на Западе в приоритете мелкий и средний бизнес. Однако для меня, как для режиссера, фигура олигарха крайне интересна – это прекрасная фактура и для драмы, и для комедии.

– А поляков вы относите к восточному или западному миру?

– Я все же отношу поляков к западному миру. Ведь мы воспитанники латинской, римской традиции. А вы воспитывались в рамках византийской, греческой культуры. Последствия же, например, такие. В Европе никогда не станут благодарить градоначальника за починенный тротуар, для западного человека подобное – экзотика. Это власти должны благодарить вас за то, что вы их не критикуете или не прогоняете. Ведь это не более чем чиновник, который за деньги выполняет свои обязанности.

– А еще у вас репутация провокационного режиссера. Это так?

– Я склонен к провокации всю жизнь. (Смеется). Хотя и получаю за это по голове. Обожаю дуэль интеллектов. И частенько провоцирую своих студентов на несогласие, специально доводя свои суждения до абсурда. Если студент противоречит мне по трем пунктам – пятерка, если согласен по всем пунктам – тройка максимум. Я вырабатываю у них скептическое отношение к авторитетам. Я принципиально не учу своей эстетике, склонностям, так как у каждого они должны быть свои...

– Так вы человек не авторитарный?

– Надеюсь, что нет.

– А разве может режиссер быть не авторитарным?

– Поверьте, добиваться своего можно и в самой мягкой форме!

«Диалог в сфере культуры – залог примирения»

– В одном из интервью вы рассказывали, как в детстве попали под бомбежку. Сегодня бомбят жилые кварталы на востоке Украины. Почему это стало возможным в Европе в XXI веке?

– Похоже, что Центральная и Восточная Европа еще не дозрели до того, до чего уже дозрела Европа Западная, где невозможно себе представить, чтобы шотландцы воевали с англичанами, если захотят от них отделиться. От насильственных методов достижения своих целей отказались уже баски и ирландцы. Есть сознание недопустимости войны – и у политиков, и у простых людей. Но вместе с тем я, со своей стороны, глубоко убежден, что диалог — даже в самой тяжелой политической ситуации — должен продолжаться, особенно в сфере культуры. И простые люди, и мы – писатели, художники, артисты, режиссеры – должны общаться во имя умиротворения конфликта, каким бы жестоким он ни был. Бойкот здесь не имеет смысла.

– Почему в своем новом фильме «Инородное тело» вы сняли в главных ролях российских актеров Чулпан Хаматову и Михаила Ефремова?

– Потому что, невзирая на политические события, нельзя разрывать культурную связь между народами. И именно поэтому закрытый показ этой ленты прошел в августе на российском кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге. Это должно сделать картину ближе россиянам.

– О чем эта лента?

– О том же, о чем, по существу, и все мои фильмы: как человек пытается найти границу между личным интересом, личной выгодой, личным удовольствием и небывало трудным требованием любви к ближнему. Это о морали, о свободе, которую человек вынужден продавать, работая на корпорацию.

– Чем навеяна идея съемок фильма о Харбине? (Занусси снимает его под рабочим названием «На пересечении дорог». – Прим. авт.).

– Во-первых, у меня свой, личный интерес, поскольку мои предки там работали строителями. Во-вторых, история Харбина чрезвычайно интересна. Именно там Азия пересекалась с Европой. Этот мегаполис был основан русскими, но сейчас является китайским. Вообще, я очень интересуюсь историей и хотел бы снимать серьезные исторические фильмы. Но они сейчас совершенно не в моде и дороги. Боюсь, что мне никто не даст сделать такие ленты, хотя у меня есть несколько действительно серьезных сценариев-размышлений об истории.

«Меня волнует тема смерти»

– Как вы оцениваете развитие российского кинематографа?

– Я больше смотрю на развитие общества. Так как кино всегда таково, каковы его адресаты. Это как зеркало. Кино появляется по заказу зрителя. Мне грустно наблюдать определенную американизацию и глобализацию российского кино. Однако, когда я вижу оригинальные российские фильмы, работы Александра Сокурова, Алексея Германа-младшего, Андрея Смирнова, всегда надеюсь, что они повлияют на состояние вашего кинематографа.

– В московском Театре на Таганке вы поставили спектакль «Король умирает» по пьесе Эжена Ионеско. Что предопределило выбор пьесы?

– Впервые я поставил эту пьесу еще 30 лет назад, в мюнхенском театре. Тогда же изрядно ее сократил и переписал. Такую вольность мне позволил сам король театра абсурда — в 1980-е годы я встречался с Ионеско. В спектакле полтора сценических часа король уходит из жизни. Наступает смерть не короля, а человека — и в этом главный абсурд жизни. Да, это пьеса о смерти – тема, которая все больше меня волнует.

Справка «СК»

Кшиштоф Занусси родился 17 июня 1939 года в Варшаве.

В 1955–1959 гг. был студентом физического факультета Варшавского университета, в 1959–1962 гг. – философского факультета Ягеллонского университета в Кракове.

В 1966 г. окончил режиссерский факультет Лодзинской киношколы. Его дипломная работа «Смерть провинциала» завоевала приз «Серебряные львы» на фестивале в Мангейме (1968), а также призы на фестивалях в Венеции, Вальядолиде, Москве и отечественные призы. В 1971–1981 гг. был вице-президентом Союза кинематографистов Польши.

С 1994 г. Занусси является консультантом Комиссии по делам культуры в Ватикане, президентом общества EUROVISION, членом Польского ПЕН-клуба и Союза польских писателей.

Получил диплом почетного доктора ВГИКа. Награжден Кавалерским Крестом Ордена за Возрождение Польши, Cavalier de L'Ordere ete Sciences et Lettres (Франция). В 2000 г. фильм Кшиштофа Занусси «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» был удостоен Гран при XXII Московского Международного кинофестиваля.

Занусси преподает в Высшей государственной школе кино, телевидения и театра, является профессором Силезского университета в Катовицах, сотрудничает с National Film School в Великобритании. Наряду с работой в кино и на телевидении поставил театральные и оперные спектакли в Польше, Украине, Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Белоруссии и России.

поделиться
опрос 16 сентября 2024

Калининградцы, лето прошло, успели отдохнуть на море?

32