или Зарегистрироваться
Земляки
1323
0
06 ноября 2014

Кшиштоф Занусси: «Я провоцирую всю жизнь, хотя и получаю за это по голове»

Всемирно известный польский режиссер, обладатель «Золотого льва» – главного приза
Венецианского кинофестиваля, в октябре заезжал в наш город буквально на три часа

Пан Кшиштоф в свойственной ему благодушно-иронической манере поделился с многочисленной калининградской аудиторией своими мыслями о принципиальной разнице восточного и западного менталитетов. Причем общался обстоятельно и неспешно. После встречи с мэтром мирового кино пообщался корреспондент «Страны Калининград».

«Калининград – так оригинально и так ненормально»

– Господин Занусси, вы наведываетесь в наш город достаточно регулярно. Это случайное стечение обстоятельств?

– Нет, мне интересно сюда приезжать. Это совершенно особое место на карте, где собрались воедино люди с огромного количества самых разных территорий и абсолютно в искусственных условиях создали особое общество. Это так оригинально и так ненормально!

– Вы часто говорите о разнице восточного и западного менталитетов. В чем она заключатся?

– Запад делает акцент на индивидуализме, Восток – на коллективизме. И в том, и другом случае часто доходит до карикатурности. Но, впрочем, я сторонник того тезиса, что личность – это космос. Все для нее! Также чисто восточное явление – это олигархи. В то время как на Западе в приоритете мелкий и средний бизнес. Однако для меня, как для режиссера, фигура олигарха крайне интересна – это прекрасная фактура и для драмы, и для комедии.

– А поляков вы относите к восточному или западному миру?

– Я все же отношу поляков к западному миру. Ведь мы воспитанники латинской, римской традиции. А вы воспитывались в рамках византийской, греческой культуры. Последствия же, например, такие. В Европе никогда не станут благодарить градоначальника за починенный тротуар, для западного человека подобное – экзотика. Это власти должны благодарить вас за то, что вы их не критикуете или не прогоняете. Ведь это не более чем чиновник, который за деньги выполняет свои обязанности.

– А еще у вас репутация провокационного режиссера. Это так?

– Я склонен к провокации всю жизнь. (Смеется). Хотя и получаю за это по голове. Обожаю дуэль интеллектов. И частенько провоцирую своих студентов на несогласие, специально доводя свои суждения до абсурда. Если студент противоречит мне по трем пунктам – пятерка, если согласен по всем пунктам – тройка максимум. Я вырабатываю у них скептическое отношение к авторитетам. Я принципиально не учу своей эстетике, склонностям, так как у каждого они должны быть свои...

– Так вы человек не авторитарный?

– Надеюсь, что нет.

– А разве может режиссер быть не авторитарным?

– Поверьте, добиваться своего можно и в самой мягкой форме!

«Диалог в сфере культуры – залог примирения»

– В одном из интервью вы рассказывали, как в детстве попали под бомбежку. Сегодня бомбят жилые кварталы на востоке Украины. Почему это стало возможным в Европе в XXI веке?

– Похоже, что Центральная и Восточная Европа еще не дозрели до того, до чего уже дозрела Европа Западная, где невозможно себе представить, чтобы шотландцы воевали с англичанами, если захотят от них отделиться. От насильственных методов достижения своих целей отказались уже баски и ирландцы. Есть сознание недопустимости войны – и у политиков, и у простых людей. Но вместе с тем я, со своей стороны, глубоко убежден, что диалог — даже в самой тяжелой политической ситуации — должен продолжаться, особенно в сфере культуры. И простые люди, и мы – писатели, художники, артисты, режиссеры – должны общаться во имя умиротворения конфликта, каким бы жестоким он ни был. Бойкот здесь не имеет смысла.

– Почему в своем новом фильме «Инородное тело» вы сняли в главных ролях российских актеров Чулпан Хаматову и Михаила Ефремова?

– Потому что, невзирая на политические события, нельзя разрывать культурную связь между народами. И именно поэтому закрытый показ этой ленты прошел в августе на российском кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге. Это должно сделать картину ближе россиянам.

– О чем эта лента?

– О том же, о чем, по существу, и все мои фильмы: как человек пытается найти границу между личным интересом, личной выгодой, личным удовольствием и небывало трудным требованием любви к ближнему. Это о морали, о свободе, которую человек вынужден продавать, работая на корпорацию.

– Чем навеяна идея съемок фильма о Харбине? (Занусси снимает его под рабочим названием «На пересечении дорог». – Прим. авт.).

– Во-первых, у меня свой, личный интерес, поскольку мои предки там работали строителями. Во-вторых, история Харбина чрезвычайно интересна. Именно там Азия пересекалась с Европой. Этот мегаполис был основан русскими, но сейчас является китайским. Вообще, я очень интересуюсь историей и хотел бы снимать серьезные исторические фильмы. Но они сейчас совершенно не в моде и дороги. Боюсь, что мне никто не даст сделать такие ленты, хотя у меня есть несколько действительно серьезных сценариев-размышлений об истории.

«Меня волнует тема смерти»

– Как вы оцениваете развитие российского кинематографа?

– Я больше смотрю на развитие общества. Так как кино всегда таково, каковы его адресаты. Это как зеркало. Кино появляется по заказу зрителя. Мне грустно наблюдать определенную американизацию и глобализацию российского кино. Однако, когда я вижу оригинальные российские фильмы, работы Александра Сокурова, Алексея Германа-младшего, Андрея Смирнова, всегда надеюсь, что они повлияют на состояние вашего кинематографа.

– В московском Театре на Таганке вы поставили спектакль «Король умирает» по пьесе Эжена Ионеско. Что предопределило выбор пьесы?

– Впервые я поставил эту пьесу еще 30 лет назад, в мюнхенском театре. Тогда же изрядно ее сократил и переписал. Такую вольность мне позволил сам король театра абсурда — в 1980-е годы я встречался с Ионеско. В спектакле полтора сценических часа король уходит из жизни. Наступает смерть не короля, а человека — и в этом главный абсурд жизни. Да, это пьеса о смерти – тема, которая все больше меня волнует.

Справка «СК»

Кшиштоф Занусси родился 17 июня 1939 года в Варшаве.

В 1955–1959 гг. был студентом физического факультета Варшавского университета, в 1959–1962 гг. – философского факультета Ягеллонского университета в Кракове.

В 1966 г. окончил режиссерский факультет Лодзинской киношколы. Его дипломная работа «Смерть провинциала» завоевала приз «Серебряные львы» на фестивале в Мангейме (1968), а также призы на фестивалях в Венеции, Вальядолиде, Москве и отечественные призы. В 1971–1981 гг. был вице-президентом Союза кинематографистов Польши.

С 1994 г. Занусси является консультантом Комиссии по делам культуры в Ватикане, президентом общества EUROVISION, членом Польского ПЕН-клуба и Союза польских писателей.

Получил диплом почетного доктора ВГИКа. Награжден Кавалерским Крестом Ордена за Возрождение Польши, Cavalier de L'Ordere ete Sciences et Lettres (Франция). В 2000 г. фильм Кшиштофа Занусси «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» был удостоен Гран при XXII Московского Международного кинофестиваля.

Занусси преподает в Высшей государственной школе кино, телевидения и театра, является профессором Силезского университета в Катовицах, сотрудничает с National Film School в Великобритании. Наряду с работой в кино и на телевидении поставил театральные и оперные спектакли в Польше, Украине, Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Белоруссии и России.

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

4778
опрос 15 октября 2020

Это лето большинство калининградцев провело дома. Как именно вы отдыхали?

58