Продолжается конкурс удивительных историй «Раз в сто лет». Спасибо всем, кто уже успел рассказать их нам. Это невероятное приключение от нашей читательницы Лилии Худайбердиевой: поэтесса, замечательная мама, бабушка. Оказалось, еще и герой! Лилия, вы нас просто поразили!
Крутой подъем
– Летом 2006 года я в компании друзей совершила пешее путешествие по Горному Алтаю, – рассказывает наша героиня. – Самая старшая из нас – 67-летняя Людмила, которая присоединилась в Барнауле, поведала, что она круглый год занимается моржеванием, бегает по утрам и может отжаться от пола 50 раз! В отличие от нее и нашей молодежи – длинноногого Вадима и спортивной Аллы у меня была самая слабая физподготовка: я даже не делала зарядку по утрам.
В группе не было руководителя (никто не имел такого опыта). В первый же день при 32-градусной жаре мы вышли из Тюнгура и без акклиматизации начали восхождение на перевал Кузуяк высотой 1 513 м. Ребята уходили далеко вперед, и я, догоняя их, выматывалась морально даже больше, чем физически.
Четыре шага на вдохе
Чем ближе к леднику, тем холоднее и больше перепад температур. Ночью было уже минус два градуса. Белоснежные пики Белухи были похожи на эскимо. Мы планировали пройти категорийный (1А) перевал Каратюрек (Черное Сердце) высотой 3 200 м. Вадим посоветовал нам с Людмилой выйти на полчаса раньше.
В процессе подъема у меня выработался оптимальный ритм движения: четыре шага на вдохе, четыре шага на выдохе; сорок шагов вверх – остановка на четыре вдоха-выдоха. Мы легко взяли перевал и сорок минут поджидали Вадима и Аллу, однако замерзли и пошли дальше.
К вечеру мы поняли, что разошлись с ребятами разными тропами. У Людмилы была одноместная палатка, заночевали в ней, съев перед сном по нескольку перышек дикого лука и полпачки печенья на двоих. Котелка у нас не было, даже чаю не вскипятить! Ночью поднялся очень сильный ветер, он трепал палатку, и я даже опасалась, что он сбросит нас с вершины горы, но непогоду мы переждали вполне благополучно. Тем временем ребята догадались, что мы ушли по верхней тропе.
Только вперед
Наутро мы доели полпачки печенья, запили сырой водой и заспорили. Людмила хотела вернуться назад к перевалу, чтобы догнать ребят, а я твердо решила идти вперед. Мы не договорились. Группа разъединилась во второй раз. Навстречу мне двигались всадники, они сказали, что до поселка Тюнгур добираться двое суток верхом. Тропа плавно понижалась, идти стало легко. Я ускорила шаг и останавливалась у ручьев – только попить.
Шла без карты, приходилось ориентироваться, полагаясь только на свою память и сообразительность. Я решила идти до победного конца. К пяти вечера я уже была в поселке. За десять часов безостановочной ходьбы я преодолела расстояние в 40 км, которое всадники проходят за два дня. В аиле, это местное кафе, съела на ужин порцию домашнего творога со сметаной и выпила стакан настоящего коровьего молока с хлебом.
На турбазу меня ночевать не пустили без палатки. Одну ночь я мерзла под забором на морозе, сидя на рюкзаке. Во вторую ночь меня пустили на недостроенный чердак, открытый с одной стороны ветрам. Утром я проснулась, услышав голос Вадима. Ребята остались без документов и денег, Людмила их так и не догнала, а все было у нее в сумочке. Они были в панике до ее возвращения.
Испытание высшей пробой
За восемь дней похода мы прошли более 120 км. Пили сырую воду из ручьев. Купались в ледяной воде.
Мне вспомнились слова альпиниста Райнхольда Месснера: «Человек никогда не достигнет согласия ни с самим собой, ни с окружающим миром, если не поднимется на ту высоту, которая представляется ему пределом». В какой-то степени и мы прошли испытание высшей пробой. Встретили много разных людей, но у всех одинаково светились глаза – десятки пар счастливых глаз – потрясающе!