Когда семья принимает решение взять ребенка из детского дома, кажется, что самое сложное позади. Шаг сделан. Но на самом деле все только начинается: каким бы замечательным ни был ребенок, он не привык жить в домашней атмосфере. Возникает масса сложностей. Если у приемных родителей уже есть свои дети, как они отнесутся к приемному ребенку, как сложатся их отношения? Тут могут быть конфликты, ревность и т. д.
Ответы на многие сложные вопросы можно получить в «Школе приемных родителей», которая открылась в Калининграде этим летом. Проект реализует «Центр развития межличностных коммуникаций», а бесплатные занятия с семьями ведут психологи московского центра «Творческое развитие личности».
Плохая наследственность – это миф
– Наша главная задача – помочь мамам и папам разобраться в непростых отношениях, рассказать, как поступать в той или иной ситуации. Бывают случаи, когда ребенка берут из детского дома, а через некоторое время возвращают назад – родители не смогли справиться с проблемами. Это огромная травма для всех сторон. И ее можно избежать, – рассказала преподаватель школы, психолог Анна Рябова.
По мнению педагогов школы, в воспитании приемных детей сильно мешают мифы. Например, о том, что у воспитанников детского дома обязательно будет «плохая наследственность».
– На самом деле вклад генетики не настолько велик. Но даже если он и есть, все можно изменить. В нашей практике встречаются такие случаи: ребенок возьмет чужую вещь в детском саду, на игровой площадке или в школе, и приемный родитель сразу хватается за голову в ужасе: дурная наследственность, сделать ничего нельзя! А ведь на самом деле ребенок просто привык к такой форме отношений и не знает, что можно делать иначе. Нужно успокоиться, все ему объяснить, – рассказала Анна.
«Ты меня любишь?»
На занятиях психологи не только рассказывают теорию, но и помогают будущим родителям разобраться в конкретных ситуациях. Многое объясняется в игровой форме – так проще «примерить» на себя самые разные случаи.
– Я взяла Юлю из детского дома пять лет назад, тогда ей было восемь. У меня уже была взрослая дочка, и о втором ребенке, признаюсь, даже не думала. Но по работе приехала в детский дом, увидела Юлечку – и жизнь изменилась, – поделилась преподаватель Галина. – Девочке было сложно привыкать к новой семье (ее часто переводили из одного детдома в другой), проблемных ситуаций возникало много. Да и сейчас возникает – у нее подростковый возраст. Но по крайней мере Юля уже перестала постоянно спрашивать, заглядывая в глаза: «Ты меня любишь?». Раньше этот вопрос она задавала мне каждые три минуты...
– В «Школу приемных родителей» я пришла за ответами, за тем, чтобы отношения в нашей семье стали еще более комфортными, – рассказывает Галина. – Жалко, что такая школа появилась только сейчас — многих ошибок удалось бы избежать. Занятия ведут квалифицированные психологи, и я действительно советую всем приемным родителям прийти — здесь вам помогут.
Волонтеры помогают детям
«Школа приемных родителей» – только часть проекта по реабилитации детей-сирот. Психологи проводят семинары для воспитателей детских домов (№ 1 и «Надежда») и волонтеров (добровольных помощников, которые постоянно приходят в детские дома и играют, помогают делать домашние задания детям).
– Я работаю с интернатом в поселке Большое Исаково уже третий год: собираю волонтеров самых разных возрастов (от молодежи до пенсионеров), и мы проводим для малышей праздники, занятия, спортивные соревнования, играем с ними. Помогаем и детским домам, приютам, – рассказала Любовь Гайшун, вице-президент общественной организации «Центр восстановления личности». – В проект я пришла для того, чтобы получить дополнительные знания по психологии и еще лучше понимать детей-сирот. Рада, что это получается.
Как записаться на занятия
Как записаться на занятия