или Зарегистрироваться
Земляки
898
0
25 Августа 2010

Евгений Марчелли: «Я просто хочу заниматься творчеством!»

Худрук областного драмтеатра рассказал «СК» о том, почему он покидает Калининград

- Евгений, в театре так тихо… Актеры, наверное, еще в отпусках?

- Нет, они уже приступили к репетициям. На новость о моем уходе они отреагировали спокойно. Кто-то говорит, что жалко, кто-то: «Ура, наконец-то!» (смеется).

- Это правда, что актеры в нашем театре зарабатывают небольшие деньги?

- Средняя зарплата где-то 11-12 тысяч в месяц.

- Почему так мало? Ведь актером может стать только талантливый человек, это же не кассир в магазине…

- Но это максимальная возможность театра выплачивать такие суммы. И то я считаю, что это еще более-менее, потому что три года назад средняя зарплата в театре была 7-8 тысяч рублей! Рост зарплаты произошел за счет внутреннего перераспределения денег, практически никого из творческого цеха мы не сократили. Просто сегодня больше зарабатывают те, кто чаще занят в спектаклях. И это не те, «кого больше любит режиссер», а талантливые артисты, благодаря которым спектакль получается интересным.

- Вы сказали, что решение уйти зрело у вас давно. Почему?

- Как-то все вместе сложилось… Одна из причин – не получилось перенаправить театр в сторону искусства. К сожалению, время сегодня диктует театру другое – быть коммерческой организацией, зарабатывать деньги. И это одна из проблем, которую ставит власть перед театром. Она говорит: «Ваш театр должен зарабатывать!» А где-то власть, наоборот, говорит: «Занимайтесь искусством, мы будем вас содержать, опекать, поддерживать». А нам дали план, показатели, они зашкаливают за пределы нормального. Театр должен выпускать 5-6 новых спектаклей в год, из них 90% - комедии, коммерческий репертуар для заполнения зала. Нам дали непосильную цифру заполнения зрительного зала – почти 70%, а это, к сожалению, только скороспелые комедии, потому что на качественные комедийные постановки не всегда идет много зрителей.

- В репертуаре театра ведь были комедии?

- Они и сейчас идут. Против чего я дико возражал – комедия «Номер 13». Это кошмарный спектакль, декорации невозможные, артисты играют фальшиво… Настолько он весь «неправдашний» и ужасный, просто паноптикум какой-то! А зритель идет на него валом уже пятый год, сидит в зале и веселится. Получается, этот спектакль зарабатывает у нас больше всего денег. На серьезные работы люди не ходят… Это трудный вопрос, он не решается быстро. Это целая большая сложная история взаимоотношений со зрителями, весь театр нужно перенаправить в эту сторону. Этого, к сожалению, мне не удалось. Я понял, что для меня это и невозможно - надо потратить такое количество сил и энергии, которых у меня нет. Для этого нужно быть молодым, дерзким, не бояться производить внутри театра «хирургические» операции - освободить место для молодых артистов, проводить на заслуженный отдых пенсионеров, то есть «пустить кровь»… В театре очень возрастная труппа, почти 50% - пенсионного возраста. Половина труппы – женщины. Это проблема номер один, ведь открываешь любую пьесу, а там – шесть мужских ролей и всего две женских. Когда 50% труппы – женщины, это кошмар…

- Почему вы решили, что не справляетесь? С вами был какой-то разговор?

- Нет, но государственное задание, которое нам определили в этом году, довлеет надо мной… Михаил Салес (директор театра. – Ред.) не считает это неприемлемым, нужно только много работать. Понятия «много работать» у нас с ним немного разные. Мне кажется, лучше выпускать меньше спектаклей, но они будут хорошими, чем выпускать чушь.

- Ваши постановки собирали залы?

- Я бы не сказал… «Двенадцатая ночь» и «Дачники» идут редко, потому что в этих работах занят актер «Тильзит-театра» Виталий Кищенко, он сейчас много и плотно снимается в телевизионных проектах, у него, честно говоря, даже не получается приехать на спектакль. Полные залы они не собирают, но мне нравится, что на них другой зритель – студенческая молодежь, интеллигенция, это другие лица…

- Может, и хорошо, что на разные спектакли ходит разная публика?

- Может быть. Но продолжать работать в театре… Ситуация неинтересная. Мне очень грустно и скучно.

- Но ведь все эти требования власти ставились еще два года назад, когда был конкурс на худрука театра!

- Мне казалось, что у меня хватит сил и энергии преодолеть это, изменить ситуацию и вывести ее на качественно иной уровень. Не удалось. Я хотел ставить новые спектакли, работать со зрителем, переформировать труппу, наладить диалог с властью, найти новый принцип финансирования, нашего существования. Кое-что мне удалось, но так мало, что существенно ситуацию это не изменило.

- Проблема в деньгах?

- Нет. Думаю, если бы у меня хватило сил и энергии, то и денег в театре было бы больше. Ведь власть на самом деле не отказывается от диалога с нами, и у нас очень человеческое министерство культуры, с ним можно общаться. Но их нужно убеждать, с ними надо работать. Был диалог и с губернатором, хотя он был неплотным, к сожалению, – ведь губернатор не был частым гостем в театре. Но мне очень приятно, что поддержали финансированием мою инициативу - чтобы выявить потенциал, мы приглашали молодых режиссеров, они ставили на малой сцене свои эскизные варианты. В итоге две работы из восьми вошли в постоянный репертуар, сейчас третья работа запускается.

- Почему вы именно сейчас приняли предложение уйти?

- Мне поступило предложение из Ярославля, в котором я ставил спектакль «Катерина Ивановна» по пьесе Андреева. Для меня оно очень любопытно тем, что мне предлагают быть просто режиссером. Не главным, не руководителем, а просто заниматься творчеством.

- Два года назад министр культуры Михаил Андреев «поручился» перед губернатором своей министерской должностью, что вы не уйдете…

- Да вы что? Я этого не слышал… Но, по крайней мере, отпустил меня министр достаточно спокойно. Наверное, сейчас вообще сложная ситуация в правительстве из-за смены руководства области. Не это стало для меня главным, просто все так совпало.

- Есть на кого оставлять коллектив?

- Нет, к сожалению (вздыхает). Михаил Салес много работает, у него этого не отнять. Но, наверное, сегодня театру нужен человек современный.

- Как вам с ним работалось?

- Я ему перепоручил вести экономическую сторону жизни театра. Несмотря на то, что мы совершенно по-разному понимаем и воспринимаем театр, вместе мы работали нормально.

- Может, сделать из театра площадку для постановок разных режиссеров?

- Это возможно. И любой режиссер готов будет приехать сюда, если ему это будет интересно. Но интересна, прежде всего, гонорарная составляющая. Ведь почему режиссеры в одни города и театры едут, а в другие – нет? Не потому что там театры лучше, а потому что платят больше. В Калининграде, к сожалению, с этим ситуация сложная. У нас были договоренности с режиссерами, но мы вынуждены были выплатить аванс и расстаться с человеком. У нас три работы сорвалось, потому что денег не было.

- Если вас будут приглашать в Калининград просто ставить спектакли, приедете?

- С удовольствием! Ведь это моя вторая родина, мне здесь очень комфортно, у меня много друзей.

- Ваша новая постановка в Калининграде увидит свет?

- Весной я уехал в Ярославль ставить спектакль «Екатерина Ивановна» по пьесе Андреева, а в Калининграде я должен был еще одну работу сделать «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Лорки, это такой спектакль для женщин. Но заболела наша актриса Вера Павловна Клинова, которая и должна была играть Альбу, поэтому я не смог продолжить работу над этим спектаклем.

- Что с «Тильзит-театром»?

- Это мои друзья, мой дом, мой мир. Закроют ли его? Не знаю… Там талантливые люди, но не всем легко «сняться» с одного места и поехать туда, где есть работа. Ведь мы даже не смогли перевезти некоторых из них в Калининград, хотя они были тут заняты в постановках – им просто негде было жить. После спектаклей они возвращались в Советск. Никаких общежитий для актеров у нас нет…

- Если власть изменит свое отношение– скажет, что будет хорошо финансировать театр, искать для вас меценатов… Останетесь?

- Не думаю, что у калининградских властей в ближайшее время возникнет желание изменить условия жизни театра, поставить на первое место творческую составляющею, а не зарабатывание денег. Таких театров в нашей стране, к сожалению, не так много – пять-семь из трехсот. Почти все вынуждены зарабатывать. Но в Ярославле, куда я еду, вообще особенная ситуация – это единственный в России федеральный театр, кроме Москвы и Питера, там творчество важнее всего.

- Возглавить Ярославский театр нет желания?

- Нет. Я просто хочу заниматься творчеством, режиссурой. Ведь когда ты руководитель, приходится беспокоиться не о спектакле, который хочешь поставить, а том, чтобы у всех артистов была работа, все были заняты в постановках. И я каждый день вынужден думать над этим! Вот, в Калининграде в 2011 году исполняется нескольким актерам по 75 лет, одному 80, у кого-то 50-летие творческой деятельности. Всем этим людям нужно провести бенефисы, занять их в постановках. По идее, сейчас я должен думать над тем, чтобы у каждого была большая роль, чтобы они могли отпраздновать свой юбилей… И параллельно с этим мне нужно ломать голову, как заполнить зал. Когда я буду свободным режиссером, мне не надо будет это делать.

- Семья поедет с вами?

- Знаете, у меня ведь изменения в семейной жизни… Мы поженились с Анастасией Светловой, актрисой из Санкт-Петербурга, которую пригласили играть в моей постановке в Ярославле.

- Так может это одна из основных причин, почему вы покидаете Калининград?

- И это тоже (улыбается). Просто получилось так, что сошлось воедино несколько факторов.

Досье «СК»

Заслуженный деятель искусств Евгений Марчелли родился 19 мая 1957 года в г. Фрунзе, отец — Жозеф Марчелли — итальянец, эмигрировавший в СССР в 1930 г. С 1991 года - главный режиссер «Тильзит-театра» из Советска, с 2003 по 2008 годы работал главным режиссером Омского театра драмы. Поставил в общей сложности более 60 спектаклей, лауреат премии «Золотая маска», обладатель звания «Лучший режиссер российской театральной провинции».

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
опрос 03 Октября 2018

Есть ли у вас спортивное или творческое хобби?

67