- В нашем практичном мире ответ предполагается однозначный: деньги, - говорит Сергей Владимирович, - но не для меня - c детства тянуло путешествовать. Мечтал быть летчиком, стал моряком. Впрочем, паруса - те же крылья, только вертикальные. В мире не больше 150 капитанов, способных управлять большими парусниками, - меньше, чем космонавтов. Не случайно мировые парусные компании объявляют на столь редких специалистов настоящую охоту. Охотились и за Туниковым, владельцы «Royal Clipper» пригласили нашего земляка встать за штурвал белоснежной красавицы яхты. Опыт у него колоссальный - до этого капитан стоял у штурвала знаменитых «Крузенштерна» и «Паллады» (порт приписки Владивосток), вот уже 7 лет его детище - пятимачтовый «Royal Clipper» (штаб-квартира парусника находится в Монако). Это целое плавучее государство: 5500 кв. м парусов, 110 человек экипажа (35 национальностей) и 260 пассажиров, способных выложить до 7000 евро за неделю путешествия по экзотическим островам.
Отель на плаву
- Правда ли, что пассажиры парусников - сплошь скучающие европейские пенсионеры? - любопытствую я.
- В основном это элита общества: бизнесмены, богема, политики со всего мира. К примеру, наша почетная гостья - королева Швеции. Но и пенсионеров немало - тех, кто молод душой, - улыбается капитан. - Одному из пассажиров было 102 года. А вот русские олигархи на парусниках - гости редкие: этот вид отдыха у них спросом не пользуется. Хотя был случай: один из столичных бизнесменов арендовал барк «Sea Cloud II» (он ходит по Карибскому и Средиземному морям) для проведения свадьбы, которая прошла точно по сценарию «Алых парусов». Специально для этого сшили 3500 м2 парусов.
Клиентура на клиперах серьезная - случись минутный перебой с горячей водой, некоторые пассажиры, используя богатый юридический опыт, стремятся вернуть затраты на путешествие или хотя бы отыграть часть суммы, поэтому важно, чтобы все подразделения лайнера, в том числе служба сервиса пятизвездочного отеля, работали как часы. Заходы в порты совершаются практически ежедневно. Летом - это Средиземное море, зимой - Карибские острова, район Юго-Восточной Азии, Французская Полинезия, включая Таити.
- Места с точки зрения навигации - интересные, но сложные, да и паруса - «игрушка» опасная: при определенных обстоятельствах достаточно шести секунд, чтобы судно опрокинулось, или две секунды, чтобы село на рифы, - рассказывает мой собеседник. - Риск ежеминутный: бывает, вдруг пароход выскочит, начисто игнорируя Правила предупреждения столкновений (бывают судоводители, которые дипломы покупают), в малоизученном районе оживет подводный вулкан, всплывет перед форштевнем кит или в 10 метрах по борту покажется перископ подводной лодки. Да и стихия вносит коррективы: порой в океане шторма длятся неделями, судно трещит по швам. Помню, в 1996 году во время «кругосветки», на переходе между Гавайскими островами и Японией «Крузенштерн», я был в этом походе старшим штурманом, застиг тайфун, порывы ветра - за 40 м/с, высота волны доходила до 23 м. Ветер рвал паруса и срубал антенны. Мало кто верил в благополучный исход. Телефон ректора БГА раскалился от звонков родителей курсантов, пребывающих в неведении, что происходит с судном. На борту в это время находилось 135 курсантов и 75 членов экипажа. Справились!
«Полосатый» рейс
На «Royal Clipper» у капитана Туникова особых приключений не было, а вот регата «Миллениум-2000» останется в памяти экипажа «Крузенштерна» (на нем наш герой ходил много лет) на всю жизнь. Полоса приключений растянулась на пять месяцев напряженной трансатлантической гонки. 14 апреля 2000 г. судно вышло из порта Саутгемптон и взяло курс на испанский Кадис. По стечению обстоятельств, парусник отправился в плавание в тот же день и от того же причала, что и злополучный «Титаник». Уже в момент старта ветер усилился до штормового. Паруса работали на пределе. 25-градусный крен стал нормой. Днем позже вдоль борта скользнул перископ подводной лодки, чудом удалось избежать столкновения. При заходе в Кадис один из членов экипажа серьезно повредил ногу. На второй день гонки Кадис - Бермуды хорватский газовоз, нарушив все правила, на полном ходу скользящим ударом снес леера на полубаке и повредил бушприт. Спустя какое-то время недалеко от Норфолка, в зоне действия пиратов, экипаж обнаружил брошенную яхту и взял ее на буксир. Ночью из-за сильного волнения буксир оторвался, и морякам стоило больших усилий вернуть яхту на место. Первое, что предъявили капитану в порту, была газета с красноречивым заголовком: «Русские захватили яхту». Хорошо, что радист вовремя сообщил о находке, иначе не избежать бы проблем. Но и это не все: во время стоянки в Норфолке над городом пронесся торнадо, сметая все на своем пути. На соседнем причале парусники бились реями, как рогами, а накренившийся «Крузенштерн» грозил превратить причал в груду дерева и бетона. Стихия бушевала 5 минут и изрядно потрепала город. Последующие месяцы плавания тоже не были безоблачными. Во время последней гонки Бостон - остров Уайт, когда «Крузенштерн» находился в районе Ньюфаундлендской банки, в сотне метров от места гибели «Титаника», поступил очередной «SOS»: с 35-метровой мачты польской баркентины «Погория» сорвалась и серьезно покалечилась девушка. Пришлось срываться с соревнований и идти к полякам на выручку. Ночью, рискуя жизнью, в условиях сильнейшей качки, нашим морякам удалось переправить пострадавшую на борт. Затем, в густом тумане, лавируя среди айсбергов, судно пошло к берегам Канады, где пациентку уже ждал вертолет... А вот окончание регаты было триумфальным. Сумасшедший рейс длиною в пять месяцев завершился в Амстердаме, где «Крузенштерну» был вручен главный приз регаты за первое место в гонке тысячелетия.
- Кто-то скажет: «Мистика». На мой взгляд, все проще: мысль изначально несет энергию, моряки одновременно настроились не на те частоты и получили по полной, - уверен Туников. - Мы сами создаем приметы.
С первого взгляда
В регате «Миллениум-2000» Туников был старшим штурманом, а вскоре принял на себя командование фрегатом «Паллада». С «Крузенштерном» у капитана отношения особые - можно сказать, любовь с первого взгляда. Сергей Владимирович вышел в свой первый рейс еще будучи курсантом КВИМУ. Окончив училище, отказался от престижного распределения в «Рефтрансфлот». А когда Эстония вышла из состава СССР и появился нелепый приказ: «Брать на «Крузенштерн» только с таллинской пропиской», дошел в поисках справедливости до самого министра транспорта Союза.
- Это счастье, что парусник передали Балтийской государственной академии, - говорит бывалый мореход. - С ним связаны лучшие годы моей жизни. Здесь я познакомился с будущей женой - Татьяна работала радисткой и просто бредила морем. Регата «500 лет со дня открытия Америки» (1992 г.) стала нашим «медовым полугодием». А после «кругосветки» родились близнецы Александр и Федор. Мальчуганов сразу же окрестили «детьми Крузенштерна», сейчас им по 11 лет. Когда уходил на «Палладу», сердце кровью обливалось, но безумно надоел один и тот же маршрут: Гамбург, Бременхафен, Канарские острова. Хотелось увидеть весь мир…
Почти что Марс
- И какое из мест на Земле произвело наибольшее впечатление?
- Сильно удивила Австралия. Чудеснее страну найти сложно - это все равно как слетать на Марс. Вот где цивилизация развивается без перегибов: счастливые и веселые люди соседствуют с удивительными животными. Взять, к примеру, кенгуру - умнейшие создания. Такую сцену наблюдал - не поверите: кенгуру открыл лапой дверь в кафе и обалдел: у прилавка стояла целая компания его плюшевых сородичей. Жаль, что не удалось запечатлеть этот момент на камеру. Чувства юмора австралийцам не занимать.
Но самая большая прелесть Австралии - природа. На 300 км от берега ландшафт изменяется так, как ни в какой другой стране: густые заросли эвкалиптов сменяют кустарники, затем остаются лишь редкие деревца и, наконец, голая пустыня…
Альбомов со снимками у капитана больше десятка - есть чем похвастаться...
- В Италии удивили жители городка Наксос у подножия Этны, - рассказывает Сергей, - лава течет по городу, а они категорически отказываются переселяться. Мол, вот мы какие: гордые и рисковые. А самое ухоженное место на нашей планете - Сингапур, вот где все вылизано до последнего миллиметра. В 60-е это был очень бедный остров, чиновники брали страшные взятки, особенно работники почты. Тогда власти объявили: из-за одного проштрафившегося распустят все отделение без права быть нанятыми на работу пожизненно. И знаете - помогло!
В Аомори восхитил Праздник урожая. За ночь серый японский город превратился в буйство красок. Над крышами домов высились гигантские фигуры бумажных воинов, на улицах танцевали красивые женщины… Я могу рассказывать об этом бесконечно, - говорит хозяин дома. - Мир достоин удивления, и я мечтаю побывать везде.
В один из последних рейсов «Royal Clipper» (Канны, Монако, Корсика, Сардиния) Сергей взял жену и сыновей. Пацаны в восторге, теперь требуют новых приключений. Похоже, и их одолела «болезнь путешественника» - очень заразная штука.
Справка «СК»
Парусник «Royal Clipper» - самый большой и быстроходный пассажирский парусник в мире, построен в 2000 году по образу легендарного предшественника - парусника «Preussen», бороздившего моря в начале ХХ века. С тех пор в мире не было другого такого великолепного парусного судна. И сегодня «Royal Clipper», который иногда называют «Королевой среди Королев», - единственный 5-мачтовый парусный круизный корабль. Идущий на всех 42 парусах общей площадью 5500 м2, со скоростью около 20 узлов (это обычная скорость большинства мегалайнеров!), «Royal Clipper» представляет собой захватывающее зрелище, словно воплощая детскую мечту о морских приключениях... При этом на корабле, обновленном в 2006 году, имеются самые современные навигационные системы и все удобства, к которым привыкли путешественники сегодня. Отдых на «Royal Clipper» сравним с круизом на самых лучших яхтах - это и приключения, и романтика, и традиции эпохи парусных судов, и современный комфорт, и превосходный сервис.