или Зарегистрироваться
Земляки
2027
0
02 мая 2006

Наталия Шерри: «Главная проблема образования не деньги, а кадры»

Министр образования регионального правительства Наталия Шерри рассказала читателям «СК» о том, какие перемены ждут областную систему образования. 

Досье «СК»: Наталия Сергеевна Шерри - москвичка, работала директором столичной школы-интерната № 16 с углубленным изучением отдельных предметов. На президентских выборах 2004 года была доверенным лицом Владимира Путина, дважды на выборах мэра Москвы - доверенным лицом Юрия Лужкова. Лауреат прошлогоднего московского и российского конкурсов «Женщина - директор года».

О родном интернате

- Я родилась в Москве, училась в школе-интернате, в которой потом работала после окончания филфака педагогического института имени Ленина. Потом стала директором.
Обычно слово «интернат» вызывает негативную реакцию, однако во всем мире интернаты, или пансионы, - элитные образовательные учреждения. В Зеленоградске есть удивительный детский дом, в который хочется приезжать, если мне одиноко. Очень интересная система работы, трепетный коллектив, детишки живут не группами, а семьями. Вечером каждая семья собирается на своей большой кухне. Так что не стоит огульно говорить обо всех подобных учреждениях. В педагогике огромное значение имеет личность руководителя педагогического коллектива. Наша самая главная проблема не материальная, а кадровая.

О Калининграде

- Меня поражает количество исторических памятников, красота ландшафтов. И очень удивляет, что калининградцы не ценят свой город. Чем иначе можно объяснить плачевное состояние дворов и улиц? Несмотря на направленность калининградцев на Запад, жители области - глубоко россияне. Западный европеец никогда не позволит себе такого бескультурного отношения ни к своему жилищу, ни к краю в целом.  
Мне симпатичен Калининград. Мои московские друзья спрашивают меня: «Ты теперь будешь «акать» или «окать»?» Я ответила, что буду говорить, может быть, лучше, чем вы. Потому что в Калининграде достаточно грамотная речь и большой круг образованных людей.

О вузах

- Из 25 филиалов, функционирующих в области, реально и качественно работают порядка шести. В остальных нет должного контроля, представители  головных вузов здесь практически не бывают.
На мой взгляд, высшее образование не может быть всеобщим, оно должно быть элитным, больше направленным на академическую науку, и в то же время обеспечивать качественную подготовку специалистов в соответствии с запросами рынка труда. Не каждый ребенок может получить высшее образование. Во всем мире это так. У нас же многие поступают в вузы для того, чтобы иметь «корочки». У работодателей стало модным брать на должности среднего звена работников с высшим образованием. Это неправильно.
В Калининграде достаточно государственных вузов. Мы должны укрупнять их, открывать новые специальности и направления, а не множить филиалы. Серьезно разрабатывается тема открытия медицинского факультета в РГУ имени Канта. На базе музыкального колледжа имени Рахманинова планируется открыть филиал Санкт-Петербургской консерватории, задумываемся о педагогическом институте.
В области достаточно средних специальных учебных заведений. Это вполне состоявшиеся учреждения, с профессиональными коллективами и с хорошим набором специальностей, востребованных на рынке труда. И сегодня трудоустройство их выпускников в области практически стопроцентное. Профессиональные училища должны стать престижными. Например, специальность газосварщика сегодня на вес золота. Я не видела, чтобы за экономистами работодатели ехали на другой конец страны и обеспечивали их жильем. А за газосварщиками едут! 

О школах

- За время работы в должности министра образования я посетила где-то 80 школ и лицеев области. В целом впечатление хорошее. Мой предшественник - Лазарь Моисеевич Фуксон - грамотный руководитель, большая умница, и содержательная часть образования выстроена им очень профессионально. Есть ряд уникальных учебных учреждений, работающих по хорошим программам. Очень приличные результаты ЕГЭ.   Есть, конечно, и школы, находящиеся в полном упадке.
Честно говоря, я, не зная Калининграда, ожидала другого - большей разницы между московским образованием и калининградским. К счастью, мои опасения не оправдались.
Мечтаю построить школу для одаренных детей, с преимуществом обучения для ребят из небогатых семей. Повезет тому ребенку, который попадет к хорошим педагогам, вне зависимости от того, учится он в простой школе или в лицее. Ведь и лицеи не все идеальны. 
Когда встает вопрос об укрупнении сельских школ, сразу раздаются возражения: «Зачем это надо? Учится ребенок в классе, где восемь учеников, вот пусть и учится». Школы надо укрупнять!  Сельский ребенок имеет такое же право на достойное образование, как и городской. Если он попадет в большую школу только в пятом классе, у него, возможно, будут проблемы с общением, возникнут комплексы. Есть, конечно, и в селах очень хорошие школы, но это, к сожалению, исключение. Такие получат региональную поддержку в первую очередь.
Сразу встает вопрос о школьном автобусе. В проект программы «Развитие образования Калининградской области» внесена специальная статья. (Хотя в больших городах, в той же Москве, родитель везет ребенка в хорошую школу два часа и ни о каком школьном автобусе разговоров нет).

О детских садах

- Не только у нас, но и по всей стране детские сады были разрушены, распроданы. Страшные очереди! Обеспечить детей дошкольным образованием - задача номер один.
Сегодня из-за чьей-то глупости приходится вкладывать огромные бюджетные средства на исправление  ситуации. Самая главная задача не сломать то, что сделано хорошо, и развиваться дальше.

Что показала проверка вузов?

В декабре 2005 года Федеральная служба по контролю в сфере образования и науки осуществила проверку учебных заведений высшего профессионального образования нашей области.  Комиссия пришла к следующим выводам:  
1.  Ликвидировать филиалы вузов:
Гвардейский филиал Академии акмеологии менеджмента и бизнес-образования;
Черняховский филиал Академии акмеологии менеджмента и бизнес-образования;
Советский филиал Санкт-Петербургского университета кино и телевидения;
Калининградский филиал Московского открытого социального университета (института).
2. Приостановить действие лицензии с 15.03.2006 на срок до  шести месяцев в следующих учебных заведениях:
Филиал Российского государственного гуманитарного университета в г. Калининграде;
Калининградский филиал автономной некоммерческой организации «Евразийский открытый институт»;
Балтийский филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»;
Калининградский филиал (г. Советск) Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств;
Академия акмеологии менеджмента и бизнес-образования;
Калининградский филиал Санкт-Петербургской государственной академии сервиса и экономики;
Калининградский филиал Московского государственного университета сервиса.
3. Направить предписания ректорам 3-х головных вузов на приведение в срок до 01.07.2006 в соответствие с лицензионными требованиями условий ведения образовательной деятельности в следующих филиалах:
Калининградский филиал негосударственного образовательного учреждения  Современной гуманитарной академии;
Калининградский филиал Международного университета в Москве (гуманитарного);
Филиал Международного института экономики и права в г. Калининграде.
4. Сократить срок аттестации по специальностям до 01.07.2007 года:
Калининградский филиал международного университета в Москве (гуманитарный), «Юриспруденция», «Менеджмент организации»;
КГТУ,  «Экономика и управление на предприятии», «Менеджмент организации».
5. Повысить качество образования по специальностям:
КГТУ: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ, аудит», «Государственное и муниципальное управление», «Коммерция (торговое дело)». 
Что касается учреждений из пункта 2, то вопрос о возможности их закрытия будет обсуждаться через полгода по результатам устраненных замечаний.

Ольга Данилова, фото Александра Матвеева

поделиться
теги
опрос 08 июля 2024

Как справляетесь со стрессом?

2