или Зарегистрироваться
Земляки
4144
0
07 июня 2024

«Я не разрешаю им умирать»

Калининградка Людмила Терзу работает социальным работником 28 лет
День социального работника мы отмечаем 8 июня. Эти специалисты – опора для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Они –  это милосердие, сострадание, чуткость, а также готовность не только сопереживать, но и действовать физически и морально.

На своем месте

В преддверии профессионального праздника журналисты «Страны Калининград» поговорили с социальным работником Калининградского Комплексного центра социального обслуживания населения Людмилой Терзу. О том, что значит быть таким специалистом, она знает не понаслышке, поскольку начала трудиться в этой сфере 
28 лет назад: 1 апреля 1996 года. 
– Таких долгожителей в профессии, насколько я знаю, всего несколько в Калининграде, – рассказала специалист по социальной работе  Оксана Никишина. – Работа, конечно, сложнейшая, не каждый выдерживает. Людмилу мы очень ценим, это редкий человек широкой души и при этом – скромности. Сегодня у нее 13 подопечных: четверо мужчин в возрасте от 90 до 93 лет и девять женщин от 72 до 90 лет.
– Я работала кондитером на военном предприятии, но его сократили, – рассказала «СК» Людмила. – А тут мама заболела, слегла. Став соцработником, я и за ней ухаживала, одновременно училась, как это правильно делать, и другим людям помогать стала. Так и втянулась. 

– Людмила, что привлекает в профессии?
– Мне нравится помогать людям, это приятное ощущение, что ты даешь им радость, что ты нужен. Люди разные, кто-то сильно не здоров, кто-то ночь не спал от боли или мрачных душевных настроений, а уходишь от подопечного – и человек… улыбается! Это дорогого стоит. А еще я не разрешаю им умирать.  Знаете, как бывает у пожилых, порой начинают ворчать, мол, все болит, быстрей бы умереть… Тогда я довольно строго и в то же время по-доброму говорю: «Нет-нет, я вам не разрешаю». И тут видишь, как он или она забывают о боли, настроение улучшается, и я чувствую, что эти слова волшебным образом работают. В такие моменты особенно остро ощущаешь: ты на своем месте. 

Советский Союз и «Коровки»

- Социальный работник - это про многое. И оплата коммуналки,  и вызов врача, и покупка лекарств, и наблюдение за санитарно-гигиеническими условиями, в том числе уход за лежачими.  Как вы все успеваете? 
– У каждого подопечного есть индивидуальная программа предоставления социальных услуг,  я действую в соответствии с ней. Кого-то надо посетить два раза в день: и утром покормить, дать лекарства, и в обед, а кто-то более самостоятелен. У кого-то есть дети, которые подхватывают эстафету. Например, у одной из подопечных женщин дочь еду приготовит и спокойно уходит на работу. Знает, что я приду, покормлю, выполню необходимые манипуляции, поскольку мама в связи с состоянием здоровья порой плохо понимает, где находится. Также участки нам стараются распределять компактно, поближе к дому, чтобы можно было все успевать. Каждого к тому же уже отлично знаешь. Одной женщине надо, чтобы у нее всегда  в доме были конфеты «Коровка», покупаю их ей килограммами. Она может есть их и днем, и ночью. Говорит, что они у нее как «гормон радости», ей легче дышать, когда их рассасывает.  Другая подопечная – любительница мороженого, ей всегда нужен запас этого лакомства. Объясняет это тем, что, мол, какая разница, где ему быть: у нее в холодильнике или в магазине? Зато ей так спокойнее.
А кому-то по состоянию здоровья сладкое противопоказано. Конечно, я всегда спрашиваю пожелания, что купить, приготовить, иногда предлагаю свой вариант или рассказываю, какие новые овощи или фрукты привезли в магазин, возможно, человеку захочется попробовать именно их.

- Люди возрастные, со своими жизненными историями. Наверное, делятся с вами переживаниями?
– Да, случается. Были у меня и прошедшие войну, и ветераны труда, восстановления области, и обычные пенсионеры. У всех свое, но в одном они едины: все помнят Советский Союз и говорят об этом периоде времени с любовью, вне зависимости от тягот и радостей, пережитых тогда. Наверное, это про молодость…

- А что запало в душу особенно?
– С одной из женщин мы познакомились сразу после инсульта. Она не могла говорить, поэтому я ее практически не понимала. Вместе разучивали стихи «Мама мыла раму…» и прочие, а потом разговаривали и пели песни! А еще мне даже посвятили стихи, это невероятно трогательно!

- Какими качествами должен обладать социальный работник, на ваш взгляд?
– Терпением, толерантностью и любовью к людям. Думаю, что мне лично во многом помогает то, что я не помню обид, я их просто отпускаю. Поскольку понимаю, что человек не стремится тебя обидеть, скорее всего, в нем говорит его плохое самочувствие.

-  Наверное, привязываетесь к людям за время работы?
- Конечно. 

- Такой щепетильный вопрос: как справляетесь с тем, когда кто-то из подопечных уходит?..
– Когда это случилось впервые, в самом начале работы, то бурно, со слезами. Да и сейчас, несмотря на понимание неизбежности происходящего и, казалось бы, более сдержанные эмоции, такое известие все равно как гром среди ясного неба, равнодушным быть невозможно. По 5, 10, 20 лет вместе… Мы помним каждого.  

Быть еще и  глазами

- Как удалось так долго проработать? Ваш труд объективно сложен и морально, да и физически, многогранен, сочетает в себе несколько профессий и ролей: от «врача», «друга» до порой прощающей и понимающей «мамы».
– Вы знаете, у нас хороший, душевный коллектив, прекрасный директор Центра Елена Журавлева и мой непосредственный начальник – специалист по социальной работе Оксана Никишина. Как бы порой ни было сложно, я всегда знаю, что здесь поддержат, помогут. Если случаются  трудности, то я, как правило, обращаюсь к Оксане Вениаминовне, она всегда готова проконсультировать, по-человечески поддержать, после такого общения то, что казалось сложным, рассеивается и я вновь вливаюсь в работу.

- Как при такой колоссальной нагрузке и ответственности умудряетесь энергетически восстанавливаться? Есть ли отдушина помимо работы?
–Лично для меня это море. В последние годы стало традицией выезжать по воскресеньям на побережье. Причем в любой сезон и погоду.  Я люблю, как оно шумит в шторм и как ласково шепчет в штиль. Это меня заряжает, вновь дает возможность делиться энергией и положительными эмоциями с подопечными. Рассказываю им о поездках, передаю ощущения, они вдохновляются, как будто и сами там побывали. 

- То есть вы в каком-то смысле для них еще и глаза?
– Есть у меня на обслуживании слепой мужчина. Когда я прихожу, он всегда шутит, мол, море на месте? И я рассказываю ему, каким его увидела в этот раз, и чувствую, что в этот момент он там. Видит внутренним взором песок, волны, вдыхает морской воздух и в душе улыбается. А еще я ему рассказываю, например, как красиво цветет каштан под его окошком. Пожалуй, да… я его глаза, – задумывается на минутку Людмила и тут же говорит: «Вот вы сами закройте глаза, как вам, наверное, страшно? Всегда стараюсь сделать жизнь своих подопечных комфортней, насколько это в моих силах, потому что понимаю, что быть на их месте очень непросто и от этого не застрахован никто.

05-DSC_1957.jpg
Людмила Терзу со своей подопечной Евгенией Пововой, памятное фото сделано в честь ее 90-летия 
(фото из архива героини публикации)

Еще больше информации о Калининграде и калининградцах в Telegram Страна Калининград  подписывайтесь!

поделиться
опрос 14 ноября 2024

Красная икра за год подорожала в два раза. Вы будете покупать этот деликатес на новогодний стол?

53