Маленький храм на старом городском кладбище на проспекте Мира был переполнен. Многие из тех, кто пришел проститься с Пылычем, как звали его друзья, не поместились в церкви. Но, несмотря на мороз, все ждали своей очереди отдать дань памяти.
– А кто умер-то? – поинтересовался человек, занимающийся организацией похорон. – Я давно столько народу не видел.
Как в двух словах объяснить, кто такой Анатолий Павлович Бахтин? Человек, который почти сорок лет проработал в Государственном архиве Калининградской области? Но ведь многие где-то подолгу проработали. И вряд ли это в полной мере характеризует то, кем был Палыч на самом деле.
– Краевед, – ответил я. – Отличный специалист, большой знаток истории нашей области.
– А все эти люди, – обвел похоронных дел мастер очередь в церковь, – они экскурсоводы?
– Это разные люди, – ответил я. – Экскурсоводы, краеведы, художники, писатели, археологи, журналисты, ученые, сотрудники музеев, преподаватели. Всем когда-то Анатолий Павлович помог, многие благодаря ему нашли свой путь в жизни.
– Ааа.., – протянул похоронщик. – Земля пухом.
Добрый и щедрый
Анатолий Павлович Бахтин, Палыч, был действительно уникальным человеком. Он обладал энциклопедическими знаниями, был в области краеведения непререкаемым авторитетом. В этой среде бытовало правило: если ответа на какой-либо вопрос не знает Палыч, следовательно, ответа не существует в принципе.При этом обладатель столь глубоких знаний никогда не кичился этим. Всегда был доброжелательным и щедро делился информацией. И сам всегда с невероятным интересом впитывал новые сведения.
Помню, однажды Бахтин попытался выяснить, куда делась балерина, некогда украшавшая двор детского садика на Киевской, где сейчас отделение полиции. Последний раз он видел эту балерину в 70-х годах. Я же помню, что она стояла на своем месте в середине 80-х, потом куда-то пропала. Бахтин почти по-детски обрадовался этой информации. Он долго расспрашивал меня о подробностях: как, где, при каких обстоятельствах я видел эту скульптуру.
В этом был весь Палыч. Эта балерина, скорее всего, советская гипсовая скульптура, какие в 40–50-е годы стояли повсюду. Но для Бахтина она, пусть и маленькая, но часть истории нашего города, земли, на которой мы живем. А раз так, достойна быть включенной в летопись края.
Человек с фотоаппаратом
Анатолий Павлович родился в Калининграде в 1949 году и всю жизнь посвятил малой Родине. Он автор монографий, многочисленных публикаций. Работая в архиве, объездил с фотоаппаратом всю область, снимая замки, кирхи, усадьбы, просто городские и сельские пейзажи. К сожалению, много из того, что он запечатлел, сейчас существует только на пленке.Особое место в научной деятельности Анатолия Павловича занимал Тевтонский (Немецкий) орден. За годы исследований Бахтину удалось собрать море материала. Несколько лет назад вышел фундаментальнейший труд об Ордене, который читается на одном дыхании.
Нам всем повезло, что Бахтин успел закончить этот титанический труд. Нам вообще повезло, что он был с нами. И нам, мне, будет его очень не хватать.
Со смертью Анатолия Павловича Бахтина в местном краеведении образовалась огромная дыра, которую вряд ли удастся когда-нибудь заполнить. Ему было 74 года
Что говорят друзья
Руководитель компании «Балтспецархеология» Евгений Калашников:– Это замечательный человек, который всегда был готов прийти на помощь, проконсультировать, в частности, по вопросам, касающимся Тевтонского ордена. Наша дружба началась во второй половине 90-х годов. Палыч часто посещал археологические раскопки, потому что ему было интересно соотнести письменные источники с материальными свидетельствами. Он оставил огромный след в краеведении. Помнить Анатолия Павловича будут не только те, кто его знал, но и те, кто читал и будет читать его труды.
Мы много ездили с ним по области. Как-то заехали в какой-то поселок в Гвардейском районе (к сожалению, не помню, в какой) и видим: там стоит целая усадьба. Мы обрадовались страшно, ведь состояние усадеб по большей части плачевное. А тут почти нетронутая! Но когда мы обошли здание, поняли, что радость преждевременна. Здание было практически полностью разобрано на кирпичи. Остался один фасад, словно декорация.
Тем не менее Анатолию Павловичу многое удалось запечатлеть на пленку. Он написал книгу по кирхам, собирался издать работу по усадьбам, но, к сожалению, не успел. Но зато смог завершить работу над книгой о Тевтонском ордене. Ее значение трудно переоценить, специалистов этой области у нас крайне мало.
Писатель, журналист Александр Адерихин:
– Смерть Анатолия Павловича – это огромная потеря. Масса людей благодарны ему за возможность прикоснуться к истории, которую он, можно сказать, собрал по крупицам и сохранил. Фактически он открыл для меня послевоенный период нашей области и оказал неоценимую помощь в сборе материала для книги «Танцы под радиолло».
Научный сотрудник Института археологии РАН Константин Скворцов:
– Это один из лучших моих друзей. Знаю его с конца 80-х. Мы постоянно были в тесном контакте, он многим мне помог. История моих изысканий, моя научная деятельность проходила на его глазах. Он радовался моим публикациям, интересным находкам. Анатолий Павлович был светлым, чистым, не сребролюбивым. Занимался изучением восточно-прусского наследия не ради грантов, не ради гонораров. Он просто жил этим, это была его судьба.
А еще мы пили кофе. Был при архиве своеобразный кофейный клуб, где много общались. Фактически я воспринимал его как старшего брата. И сейчас, когда его нет, не спешу удалять его номер из телефона, как, впрочем, и номера других друзей. Так или иначе они с нами, в известном смысле они часть нас самих.
Историк, искусствовед Ирина Кожевникова:
– Для нашей области он был неким «гением места» (Genius loci – в римской религии дух-покровитель того или иного конкретного места. – Прим. авт.), потому что он, возможно, больше чем кто-либо сделал в плане исследований политической и социальной истории Ордена и истории конкретных сооружений. Он лично делал обмеры замков, кирх, помогал всем, кто работал в этой области. Важно отметить, что Бахтин многих сумел увлечь историей. Я, как и другие, обращалась к нему за консультацией, чтобы проверить какие-то свои идеи. У него ведь была большая библиотека.
Помимо прочего Анатолий Павлович занимался живописью, писал хорошие картины. В архиве с успехом прошла выставка его работ.
поделиться