На долгожданный прием отводится всего 15 минут. И что я слышу? «А флюорографию вы в этом году сдавали?» – спрашивает невролог. Начинаю вспоминать даты. «А у гинеколога были?» Снова начинаю вспоминать даты, а заодно закипать, потому что пришла по другому поводу и драгоценные минуты приема уходят, а за дверями кабинета уже очередь.
Все эти вопросы мне задавал невролог Эркин Шамсиев. И до Нового года он собирался увольняться! Заявление лежало у главврача на столе, а в регистратуре к Шамсиеву уже не записывали.
Уходить не могу остаться
Врачи редко общаются с журналистами. И чаще всего если не могут решить проблемы с работой, то увольняются. Невролог из поликлиники на Университетской стал исключением и согласился пообщаться с корреспондентом «СК».
Эркин Шамсиев приехал к нам из Таджикистана по программе переселения.
– У меня отец – уролог, мама – невролог. Оба со степенями, доктора наук. Старший брат пошел по стопам отца и стал хирургом, а я вслед за мамой – неврологом. Сестра – кардиолог. Единственный, кто не пошел в медицину, – младший брат, он уехал в Турцию и работает в банковской системе.
Первым в Калининградскую область приехал старший брат Эркина и десять лет проработал хирургом в Краснознаменске.
– А в 2010-м он завел разговор, чтобы и я переезжал сюда.
К тому моменту я окончил медуниверситет в Душанбе и уже сам преподавал там неврологию. Кроме этого, изучал вертебрологию, осваивал азы кардиологии, ревматологии, гастроэнтерологии и многое другое, так как готовился стать семейным врачом.
В Калининград семья с тремя детьми – два сына и дочь – перебралась в 2011 году. Уже здесь родилась вторая дочка.
– Мы целый год собирали документы, потом я подтверждал диплом. Экзамен в Москве у меня принимал профессор Олег Левин, завкафедрой неврологии Боткинской больницы, – говорит врач.
Свой путь в нашей области Эркин начал с Нестеровской ЦРБ, а затем был Советск.
– Здесь мы начинали жить с нуля, – говорит Шамсиев. – В Нестерове главврач больницы была мне как мама – помогала советами и по работе, и в вопросах быта и менталитета. Все же есть отличия. Нам выделили служебное жилье, администрация дала 50 тысяч рублей на установку стеклопакетов, и даже первые кровати были из детского садика, а другой списанной мебелью обеспечила больница. Пока я был вне штата, фиксированная зарплата была 11 700 рублей. А когда получил статус гражданина РФ, выросла вдвое. Я благодарен за оказанную помощь, проработал верой и правдой в той больнице пять лет.
А вот в Советске у самого врача появились проблемы.
– Случился микроинфаркт, – говорит невролог. – Работа была напряженной – в две смены с 8.00 до 20.00 в течение двух лет, так как обслуживал и Советск, и Неман. После инфаркта я проработал еще год, а потом все же пришлось взять перерыв, чтобы всерьез заняться здоровьем.
Так Эркин Шамсиев оказался в Калининграде, в поликлинике № 2.
«Буду тем, кто говорит»
– В объявлении было написано о зарплате в 60 тысяч рублей, и еще 20 тысяч обещали давать на компенсацию съемной квартиры, так как своего жилья здесь нет, – говорит врач. – Работаю с 4 сентября 2019 года. Понравился коллектив, а в Калининград мы просто влюбились. Но столкнулись с проблемами. В Советске я получал компенсацию на съем квартиры, а в Калининграде нет. Приходится платить из своего заработка. Он состоит из 20 тысяч рублей оклада, а все остальное – стимулирующие выплаты, – честно рассказывает врач. – И чтобы их получить, я должен соответствовать семи критериям оценки моей деятельности. Столкнулся с этим в Калининграде, такого не было ни в Советске, ни в Нестерове.
По словам врача, за выполнение каждого из критериев работники получают баллы.
– Максимум я могу набрать 8 баллов, и каждый из них – это 5 тысяч рублей стимулирующих выплат к зарплате, или 40 тысяч рублей к окладу в 20 тысяч, – говорит врач. – Но, по моему мнению, многие из этих критериев невыполнимы. Так, я обязан в месяц направить на сдачу крови на ВИЧ 50 пациентов. Начинаешь людям предлагать, те возмущаются, мол, пришли к неврологу, а нас отвлекают на ненужные вещи. Кроме того, в месяц у меня должно быть 152 пациента с законченными случаями. То есть человек должен прийти ко мне не менее 2–3 раз. Но ведь нельзя запланировать, как будет на самом деле! Также я должен выполнить план по диспансерному наблюдению людей с хроническими заболеваниями. Это эпилептики, инсультники, с болезнью Паркинсона, рассеянным склерозом. В плане – 52 человека. А если их в месяц было пять? Значит, я не выполнил задание, не заработал балл и лишился 5 тысяч рублей.
При этом мы еще ни слова не сказали о работе непосредственно неврологом.
– В ноябре я принял 447 пациентов при норме в 224, все это фиксируется в системе «БАРС», – говорит Шамсиев. – В день меньше 20 и не бывает. Но, помимо этой работы, я еще должен постоянно думать, как мне набрать баллы и не лишиться денег. Врачам приходится «выбивать» свое заработанное. Но это в корне неправильно. Это чувствую не только я, но и коллеги. Потому врачи не выдерживают и уходят в частные клиники. Хотя согласен, что, как и в любой профессии, у медиков должны быть критерии оценки работы. Но пусть они будут выполнимыми.
По словам врача, все три месяца, что он работал, он ни разу не смог набрать максимум положенных баллов. И зарплату в 50 тысяч рублей получал благодаря решению главврача.
– Кто-то скажет, что для Калининграда это приличная сумма, – говорит Шамсиев. – Но с них я плачу налоги и еще 20 тысяч отдаю за квартиру и коммуналку. Жена не работает, так как не можем младшую дочку устроить в садик. В итоге на жизнь с четырьмя детьми остается
30 000. Честно скажу, зимнюю обувь смог купить себе лишь недавно, хорошо, холодов не было.
Газета обратилась к губернатору
В день, когда мы говорили с врачом, губернатор проводил пресс-конференцию, где подводил итоги 2019 года и ждал вопросов от СМИ. Мы обрисовали Антону Алиханову ситуацию с возможным увольнением невролога.
– Я часто общаюсь с врачами, решаю их проблемы. Это и служебное жилье, и подъемные. Истории бывают разные. Случается, что приезжает к нам врач, а супруг спустя время так и не нашел здесь работу, и семья в итоге принимает решение
уехать. Стараемся помогать всем и в этой ситуации обязательно разберемся, – пообещал нам губернатор.
Наутро Шамсиеву позвонили из регионального минздрава.
А чуть позже невролог сообщил, что у него состоялся плодотворный разговор с главврачом.
– Я благодарен, что он пересмотрел критерии оценки работы, – пояснил врач, – и отозвал свое заявление об увольнении. И в принципе все налаживается. Даже дочку устроили в детский садик! А жена выйдет на работу поваром. Осталось решить проблему с жильем.
Дай бог, чтобы у Эркина Шамсиева она решилась в этом году. Врачи, особенно узких специальностей, в Калининграде нужны. Еще в 2018 году область испытывала острый дефицит в 150 узких специалистах, а на деле нужно 300–330 врачей. Но даже спустя год каждый житель области, кто имеет дело с нашей медициной, понимает, что ситуация пока в лучшую сторону не изменилась.
Эркин Шамсиев – потомственный врач. Он честно рассказал о проблемах в работе, так как хочет изменить ситуацию к лучшему
цитата,, :
:В день мы принимаем от двадцати пациентов и больше. В месяц выходит более 400 обратившихся за лечением
поделиться