События этого года в практической медицине, в том числе и в нашей области, вызывают неоднозначную реакцию в медицинском сообществе. Мой почти 40-летний опыт работы в здравоохранении и подготовке врачей, из них 10 лет в Калининграде, позволяет, пусть и с долей субъективизма, высказать свое мнение о сложившейся проблеме, в которую вовлечены врачи, больные, пресса, власть.
Врачи
Никогда за последние десятилетия не было такого унижения нашей специальности, низведенной до сферы обслуживания. Врачи оказались на втором месте в рейтинге профессий, которые вызывают у россиян настороженность и неприязнь, перегнав по этому показателю даже чиновников и депутатов. Мы всегда считали и считаем, что служим здоровью людей. Ни один врач никогда не причинит намеренно вред здоровью своему пациенту. Да, мы ошибаемся и будем ошибаться, но чаще из-за сложности течения заболевания. Человек сложен, а к 50–60 годам каждый россиянин имеет 5–6 заболеваний, в которых разобраться трудно и опытному врачу. Но в этой ситуации не мы виноваты, таковы последствия образа нашей жизни. Ошибаются врачи в любой стране. В США регистрируется в год примерно более 100 000 врачебных ошибок, но нигде нет следователей по этим делам. Врача защищает страховка, мы об этом только мечтаем. Врачи не живут в отрыве от общества, и все негативное: тревога, депрессия, агрессия накапливается и в медицинском сообществе. Мы умеем сдерживать свои эмоции, но при нынешнем отношении к врачам терпения у многих не хватает. Тем более пациент всегда прав, а врачи – хамы, ничего не понимают, хотят денег: такой лейтмотив большинства публикаций в местной печати. Врач сегодня бесправен и служит мишенью для больных, их родственников, для прокурорских расследований, следственных органов. Мы виноваты в том, что 40% населения не доживают до 65 лет, виноваты, что очереди в поликлиниках, виноваты в проблемах помощи онкологическим больным и т. д. и т. п. Нынешнее положение в медицине закладывает опасную тенденцию на будущее: конкурсы в медицинские вузы страны огромные, но в реальную практическую медицину идут далеко не все. Почему так? Да потому, что профессия, кроме материальных благ, должна нести и моральное удовлетворение, а при таком отношении порождает неуверенность и боязнь. А ведь в медицине, чтобы стать профессионалом, надо проучиться 11–17 лет. Кто это понимает? Где социальные гарантии на эти годы?
Символ нашей профессии – белый халат, но и на белом халате бывают пятна. Если идешь в медицину, надо понимать, что учиться надо всю жизнь, темп новаций таков, что каждые 3–5 лет надо пересматривать свои знания, не у всех это получается. Мы иногда не умеем разговаривать с больными, что порождает жалобы. Кто виноват? Это недостаток культуры, не получили навыков в семье, школе, вузе. Но умение общаться с пациентами — такая же часть нашего профессионализма, как и клинические навыки. Многие коллеги не любят, не хотят или не умеют советоваться, но в медицине это путь к ошибкам, снижению профессионализма. В нашем регионе никогда не было культуры клинической медицины, где закладываются основы врачебного поведения, медицинскому институту только чуть больше 10 лет, это маленький срок. Исторически формируется клиническая культура за 20–25 лет. Может, сейчас только в областной клинической больнице (КОКБ) мы видим прообраз такой медицины.
Пациенты
Уважаемые наши пациенты, с помощью СМИ и власти вы делаете все для разрушения сословия врачей. Мы виноваты, что вы заболели? Оглянитесь на свою жизнь: курить и выпивать начинаете с подросткового возраста. Что вы сделали, чтобы не заболеть? Что вы вложили в профилактику: правильно питались, занимались регулярно физкультурой и спортом? О здоровье вспоминаете, когда что-то заболит, да и то приходите, как правило, поздно. Вы игнорируете диспансеризацию. Вы не научились вкладывать в здоровье своих детей. Конечно, вина не полностью на вас. Три поколения россиян живут в состоянии хронического стресса, это способствует развитию гипертонической болезни, заболеваниям сердца, онкологической патологии, что является основными причинами короткой жизни. Отсутствие гордости, достоинства, неуверенность в завтрашнем дне и порождает многие болезни. Вам внушили, что наше здравоохранение лучшее, и только конкретные врачи виноваты в проблемах медицины. Это наивное заблуждение или преднамеренная дезинформация. На медицину денег катастрофически не хватает, оборудование устаревает, ремонт дорогой, мы не можем лечить самыми современными препаратами – это дорого, и дело не в региональном здравоохранении, оно делает, что может, иногда даже больше. Многие съездили за границу, посмотрели, как там все устроено. Объективно оценить качество лечения за границей и в России неподготовленному человеку сложно, не все можно проецировать на нашу реальность, их методы в России не всегда работают, не те пациенты и не те возможности. Мы не всегда можем быстро обследовать. Вам созданы условия для записи к врачам через социальные сети. И что получилось? В консультативную поликлинику КОКБ еженедельно не приезжают от 300 до 500 человек. Вам трудно позвонить и отказаться от консультации, а в это время ваши земляки не могут попасть на прием к специалисту, очередь создается и с вашей помощью. Это, по меньшей мере, бескультурье, неуважение медицины, врачей. Часто вы читаете интернет и идете обследоваться без посещения врача: болит голова – сделаю томографию, болит живот – сделаю УЗИ и т. д. Запомните: только врач решит, как вас обследовать. А плановые очереди на обследования есть в любой стране, даже с более продвинутой медициной, чем у нас, и никто не кричит, не возмущается, не звонит на горячую линию.
Возможности Калининградской медицины вполне приличны, особенно в кардиологии: любого спасут, окажут помощь. Это заслуга и федерального кардиоцентра, и кардиологии КОКБ. Еще 10 лет назад смертность от инфаркта была почти 30%, сейчас менее 10%, но многие из вас не выполняют наши рекомендации, и сотни тысяч рублей, потраченные на ваше спасение, уходят в никуда.
СМИ
Надо отдать должное, такого внимания к медицине, как у нас, редко где найдешь в другой точке нашей страны. Только результат какой? Вы смакуете ошибки региональной медицины, готовы найти раньше времени виновных. Как же, актуальная тема, да и врачи – это не полиция, не чиновники, не депутаты: не ответят, не опасно. Вы, не разобравшись, до суда, преподносите жареные факты. Врачи – вредители, ничего не умеют. Это факт, который нужно просто принять. Что, от этого наше здравоохранение будет лучше? Фактически вы унижаете тех, чьи руки касаются вас при рождении, руки ежедневно спасающих сотни людей. Смакование в прессе задержания и. о. главного врача родильного дома вызывает у нас, врачей, по меньшей мере недоумение. Только врачебная палата и губернатор области Антон Алиханов заняли разумную, честную позицию в этой еще не оконченной истории. Придите в операционную, проведите в больнице ночь с дежурным врачом, посидите на приеме у терапевта, педиатра, может, тогда что-то лучше поймете и вспомните нас хорошими словами не только на День медработника. Проблема в том, что вы освещаете чаще негативную сторону медицины, да еще с хлесткими заголовками. При этом человек, который читает такие материалы, формирует по ним мнение обо всех врачах.
У нас многие считают, что между пациентами и врачами началась чуть ли не война. О том, что хорошего, полезного делают сегодняшние медики в тех условиях, в которых они вынуждены работать, пишут только специальные издания, практически недоступные населению. В итоге возникает негатив, с которым пациент изначально приходит к доктору, воспринимая его как своего потенциального врага.
Власть
В здравоохранении – целый клубок экономических, социальных, правовых, наверно, и политических проблем, который требует системных решений. Врачебному сословию понятно ваше стремление что-то изменить, но иногда вмешательство чиновников в медицину вызывает удивление. Вы поймите, что создание центров любых технологий не увеличивает продолжительность жизни, не снижает заболеваемость, это возможно только путем первичной профилактики. Несомненно, все ждут строительства онкологического центра. Но это не решит проблем онкологии – ранней диагностикой должен заниматься любой врач, создайте для этого условия, организуйте профилактику. Для создания эффективной системы профилактики нужно 20–25 лет (это мировой опыт). Кто из вас планирует проработать у нас два десятка лет? За 10 лет моей работы в Калининградской области сменилось 4 губернатора, 6 министров здравоохранения, так что, если начать сейчас, результат будут пожинать другие, но кто-то должен начать. Латание проблем – обычная практика работы чиновника в нашей стране. Напомню, что на здравоохранение в РФ планируется в 2019 году 634 млрд рублей, а на госаппарат 1 трл 311 млрд рублей. Займитесь первичной профилактикой – это ваша работа, а не врачей. Организуйте реабилитацию, вторичную профилактику, а то ведь деньги, потраченные на лечение, не работают: после инсульта, инфаркта, онкологических вмешательств многие долго не живут.
Для врачей наступают непредсказуемые времена. Вот и у нас, не разобравшись в ситуации, заковывают в наручники врача, смерть около БСМП уже тоже вина врачей. Но у нас сотни людей умирают ежегодно и будут умирать, такова жизнь. Иногда есть ошибки врачей, мы их честно разбираем, делаем выводы, учимся.
Сейчас при Следственном комитете РФ создан отдел по врачебным ошибкам с большим штатом сотрудников, которые начнут отрабатывать свое место и деньги, потребуют работы на местах, что нам, готовиться к репрессиям? Вы этими действиями унижаете нас. Многие неприятности у российского врачебного сообщества в связи с повышением внимания правоохранительных структур к ятрогенным преступлениям находятся на юридическом поле. У врачей нет ни времени, ни образования разбираться в юридических вопросах, у нас нет врачебной страховки. Когда жалоба уже написана и подключились правоохранительные органы — поздно действовать. Нигде в мире нет уголовного преследования врачей за ошибки. Не потому, что врачи какие-то особенные, а потому, что врачей, которые не ошибаются, просто не бывает. Врачебные ошибки обсуждают, иногда внутри коллектива, иногда публично. От врачебных ошибок страхуют и за них выплачивают компенсации. Врачи, совершившие ошибку, продолжают работать, а не садятся в тюрьму, потому что если врачей сажать за ошибки, то лучше посадить всех сразу, и дело с концом. Оценить качество оказания медицинской помощи сложно, потому что двух одинаковых пациентов не бывает. Страховые компании в Калининграде просто «зверствуют» в оценке медицинской документации, снимают деньги при полном отсутствии заинтересованности в конечном результате лечения – выздоровлении пациента. Страховые компании при выявлении нарушений со стороны лечебного учреждения получают бонусы в виде штрафов, то есть заинтересованы в худшем качестве лечения. Это нонсенс! Вы задушили врачей бумажной работой, бесконечными отчетами, планами, оптимизацией, некогда просто работать. Результат от этой практики нулевой, а на больных времени остается мало.
В области не хватает врачей – надежда на прибывающих. Больший эффект будет от выпускников Медицинского института, но надо создать и им приличные условия для жизни. Руководители часто заявляют о служебном жилье для приезжих врачей, может, надо и нашим что-то давать? К тому же мы почти единственный регион в стране, который не гарантирует передачу служебного жилья в собственность после 10 лет работы в области. Что это – непонимание значения социальных гарантий?
Не думаю, что мое мнение изменит ситуацию для врачей, пациентов, власти, но задуматься надо, нельзя быть равнодушным, непрофессиональным, если ты прикасаешься к святому: здоровью и жизни человека.
Читайте Статью о деле и. о. главврача роддома «Свалили все на человека, по сути, закопали живьем!»
Роберт Стефанович проработал в системе здравоохранения и подготовки врачебных кадров без малого сорок лет. Сейчас профессор учит студентов в Медицинском институте БФУ им. И. Канта
поделиться