Наш гость - Лидия Чашина, президент Калининградской региональной общественной организации «Вита». С 1959 года она работала гинекологом в областном роддоме и Центральной городской клинической больнице, получила второй диплом и специализацию по гигиеническому обучению. Лидия Ивановна - заслуженный врач РФ, Почетный донор России, награждена орденами и медалями. С 2002 года возглавляет организацию «Вита», поддерживающую женщин с онкологическими заболеваниями, была хранителем музея здравоохранения области. Неоднократно избиралась членом региональной Общественной палаты.
Лидия Чашина передала копии из фотоальбома своего пионерского отдыха музею Советского детства при БФУ им. Канта. Как раз в студии университета и состоялась беседа.
Лидия Ивановна рассказывает о своём альбоме из пионерского лагеря
Счастливое детство несмотря ни на что
Лидия родилась в городе Горьком (ныне Нижний Новгород), в семье - шесть детей, из которых выжили четверо, жили дружно и счастливо. Дом находился на улице Маяковского, недалеко от Волги.
Однажды шестилетнюю Лиду вместе с трёхлетним братом отправили за керосином. Вернувшись, она увидела, что все женщины стоят в коридоре и слушают радио, слёзы текут по их щекам. «Почему плачут?», — думала девочка, пока мать не сказала: «Война». Это было 22 июня 1941 года.
Она с удивлением наблюдала, как взрослые копают траншеи в саду, это были бомбоубежища, построенные за считанные дни. Вскоре начались ночные бомбёжки — промышленный город имел стратегическое значение. Позже Лидия узнала, что её дедушка работал на заводе «Красное Сормово», там строили корабли, среди которых была и легендарная подводная лодка Маринеско.
Ночью маленькая Лида и её семья проводили время в бомбоубежищах, дети собирали осколки трассирующих пуль и играли в классики. В 1941 году к ним в квартиру переехали беженцы из Москвы. Главе этой семьи был поставлен диагноз — открытая форма туберкулёза. Дети жили в одной квартире, и эта ситуация, как отмечала Лидия Ивановна, оставила след на её здоровье.
В 1943 году Лида пошла в школу, но здания учебных заведений были заняты госпиталями для раненых. Школьников распределяли в бывших жилых домах, в основном в старых особняках. Несмотря на трудные условия, Лидия оказалась среди отличников, и её порой оставляли с классом читать для сверстников, что только укрепляло её любовь к знаниям и литературе.
Великая победа и что осталось от руин
Лидия Ивановна с радостью вспоминает окончание войны. Хотя она проспала момент объявления о мире, на следующее утро её переполняла радость. В доме, где мама работала этажом ниже, чувствовалась особая атмосфера. Услышав о демонстрации на площади Горького, 10-летняя Лидия решилась пойти на это важное событие одна. Она не совсем понимала, что происходит, но ощущение счастья и надежды наполняло её сердце.
В это время её папа был на фронте, и время от времени присылал письма, поддерживая семью морально. Весной 46-го года пришла радостная новость: он оставался на службе в Кёнигсберге. Семья отправилась к нему, вместе с дедушкой - Василий Танцов был участник Первой мировой войны. Поездка в Калининград заняла три дня, и, когда дедушка увидел разрушенный город, закричал от горя.
- Иногда говорят про руины. Нет, руины появились в 1948−1949 годах. А до этого улицы Карла Маркса и проспект Мира были почти полностью сгоревшими, - вспоминала Лидия Ивановна. Из всего многоэтажного жилого массива уцелели лишь два здания: гастроном номер один и комендатура города и крепости Кёнигсберг.
Бегемот по имени Ганс
В июне 1946 года Лида с папой отправились в зоопарк. Этот поход стал для нее первой встречей с животными — настоящими, а не с картинок. Она вглядывается в окружение: сгоревшие дома, мертвые улицы, но взор её притягивает к небольшому зоопарку. Здесь, среди разбитых стен, маленьких клеток и густых цветов, которые растут даже на руинах, возвращается жизнь.
Ганс - так звали бегемота, оставившего глубокий след в сердце девочки. У этого животного была история, полная боли и борьбы за жизнь. Работники зоопарка заботились о нем, один из военных прикладывал немалые усилия, чтобы спасти животное. И, несмотря на травмы, Ганс выжил, что стало символом надежды в мире, где потери стали привычными. Лидия не раз возвращалась в зоопарк к Гансу, за что родители часто ругали, в итоге ей запретили уходить за пределы района.
Лидия Ивановна — свидетельница своего времени, чье детство и юность в Калининграде были насыщены увлекательными моментами. Каждое лето она проводила в пионерском лагере, где обязательства и активные занятия не оставляли места скуке. С друзьями они посещали Дом пионеров на улице Чайковского, превративший их в сообщество единомышленников. Учеба в старших классах сопровождалась увлечением танцами в студии народных и бальных танцев, где Лидия не только разучивала новые движения, но и участвовала в концертах. Эти занятия стали для неё важной частью жизни.
Как из пепла болезни и горя вырастают цветы жизни
"Когда деревья были большими…" — эта фраза возвращает её к воспоминаниям о том, как она бродила мимо тех самых деревьев, которые, казалось, остались неизменными. Сегодня они выросли, как и сама Лидия, становясь свидетелями времени. Она оглядывается на годы, прожитые в Калининграде, и понимает, как многое изменилось вокруг.
Ее жизнь была пронизана не только воспоминаниями о лихих временах, но и разговорами с соседями, среди которых была и фрау Марина. Общаясь с ней, Лидия Ивановна осознала, что даже среди страданий и разрушений есть место человечности. Эта женщина из соседней квартиры знала о горе, о горящих улицах, и вместе с этим о том, как важно сохранить жизнь и надежду.
Дети в пионерском лагере, Калининград, 50-е годы
«Когда я приехала в свой родной город Горький, чтоб поступать в институт, меня на экзамене спрашивал профессор Селезнёв: «Где вы так научились решать задачки по химии?», я говорю, в школе, в Калининграде, в 18-й средней, а он мне: «Что вы говорите, в Калининграде немцы!». Отвечаю, там нет немцев. То есть, вот он, профессор, это уже 1953 год, а он всё ещё думает, что здесь немцы».
Все мы когда-то сюда приехали. Калининград - место соприкосновения самых разных культур и народов.
Лидия Чашина в студии БФУ им. И. Канта
Текст - Марк Терехов
Изображения из фотоальбома Лидии Чашиной, копии находятся в Музее советского детства