или Зарегистрироваться
Обучение
551
0
16 сентября 2020

Школьники стали «жить» с ноутбуками и гаджетами

Исследования показали, что больше половины детей на дистанте не выпускали из рук гаджеты по шесть часов в день
Тема дистанционного образования остается актуальной — и, увы, не только из-за прогресса и развития: сейчас в связи с коронавирусом классы и школы уходят на дистант.
А потому мнения экспертов о цифровизации особенно интересны — они прозвучали в августе на межрегиональном педагогическом форуме «Человек в цифровом мире», который прошел в Калининграде.

Обратного пути нет

сальсито.jpg
 Энтони Сальсито, вице-президент компании Microsoft:
– В начале года я говорил о том, что ждет нас в новом десятилетии — и представить себе не мог, что серьезно перестраиваться предстоит уже всего через несколько недель. Если раньше мысли о том, чтобы выйти за пределы классов, учиться индивидуально в своем темпе были будущим, то теперь они стали настоящим. Пандемия и дистант показали, что ученики стали нуждаться в педагогах даже больше, чем раньше. Но последним придется менять мышление и принять то, что вернуться в «как раньше» не получится. Смешанное офлайн- и онлайн- обучение – процесс, в котором большую роль играет и преподаватель, и технологии. Как синхронизировать процессы обучения в классе и дистант, как объединить их — вот важные вопросы, которые предстоит решать. 

К стрессу готов!

черниговская.jpg
Татьяна Черниговская, завкафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, заведующая лабораторией когнитивных исследований СПбГУ:
– Человечество никогда не попадало в такую ситуацию. Были пандемии, но без таких технологий и информационной среды. Мы живем в море информации — и недоверие к ней растет. Скоро в школу придут дети, которые взялись за гаджет в младенчестве: им не нужно объяснять базовые понятия, они знают, где искать информацию. Но их нужно учить в ней разбираться. 
Усложняется и наша сеть общения. Существует «число Данбара» — допустимое количество социальных связей, исходя из размера мозга. Так вот у обезьян социальная группа может быть 50 особей, у нас — 150 человек. А теперь посчитайте количество своих контактов в телефонной книге, включая «виртуальных» друзей в соцсетях? Общение меняется, как и образование: на первый план выходит не запоминание, а понимание. И наши дети должны быть готовы к постоянным переменам, уметь учиться в стрессовых условиях.

Занимались  со смартфонов

Безруких.jpg
Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО (Москва):
– Во время пандемии я провела анализ школьных зум-уроков: брала две московские школы с разными педагогами и возрастом учеников. Первое, что заметила — учителя попытались перенести систему привычной работы в онлайн. В этом нет их вины — перемены произошли слишком быстро. В итоге они строили урок, как всегда, речь не была структурирована, не было четкости изложения. В классе это можно компенсировать, как-то привлечь внимание детей. Но в онлайне свои особенности. Влияет даже то, что на экране лицо учителя находится близко, хорошо видна его мимика (этого нет за партой) — а это дает тяжелое функциональное и психологическое напряжение. И дети отворачиваются от экрана, а значит — теряют внимание. Поэтому-то родители и жаловались, что учитель вроде бы все объяснил, но приходилось делать это заново. Не знали некоторые педагоги, и как использовать разные инструменты: одно дело, когда включаешь элементы на 10–15 минут в обычное занятие, и совсем другое — быть в этом постоянно.
Многие плюсы дистанта не сработали — и стали минусами. Например, доступность и охват. Да, в больших городах с хорошим интернетом все шло гладко, но далеко не везде в регионах он был. Еще для полноценных занятий нужны хорошие электронные устройства, в то время как многие занимались со смартфонов. Это недопустимо: доказано, что долгая работа за такими гаджетами негативно сказывается на здоровье. Большое количество контента тоже иногда работало во вред: если за урок 2–3 раза по 10 минут переключаться с одного типа материала на другой, ребенок не успевает (ему на это необходимо время) – падает эффективность, даже когда материал интересный. 
Мы провели исследование: более 200 тысяч респондентов от Калининграда до Сахалина, родители и дети. Результаты показали, что у более чем половины школьников увеличилось время, которое они тратили на домашние задания, — превратилось в три часа и более. И свыше 50 процентов школьников стали проводить за компьютером более 6 часов! Если до дистанта родители как-то старались ограничить это время, регламентировать, то тут все сошло на нет. У большого процента учеников изменился сон: стал беспокойным, они стали позже ложиться. То есть нарушился режим сна, а ведь, согласно исследованиям, даже 15-минутный недосып нарушает работоспособность человека. Дети стали жаловаться на боль в спине, тревожность, головную боль, перепады настроения, усталость глаз и общее утомление. 
Мы пришли к выводам, что в дистанционной форме нужно сократить время и продолжительность уроков (в некоторых школах делали по 4–5 уроков по 40–45 минут, при том, что 3,5 часа ежедневно у экрана считается компьютерной зависимостью), а также объем домашних заданий. Разработать новую методику преподавания — и над ней должны совместно трудиться физиологи, психологи, методисты. Найти новые варианты обратной связи и индивидуальный подход к оценкам. И многое другое: пандемия обозначила вызовы, на которые еще только предстоит ответить.

Сколько времени в день дети используют гаджеты

ввввввв.jpg


Дистанционное-обучение--(1).jpg
Эксперимент с дистантом в школе показал его плюсы, но появились и проблемы

фото Александра Матвеева, из архива «СК» и с сайта ito-kaliningrad.ru

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

2229
опрос 02 сентября 2020

Специалисты пугают новыми штаммами гриппа. А вы будете делать от него прививку?

92