Голубицкий предложил «Стране Калининград» проследить за всеми этапами его эксперимента (К 1 февраля нужно определиться с экзаменами). Зачем ему это нужно? Уж точно не ради забавы: подготовка отнимает массу сил и времени. Просто руководитель школы решил понять не только в теории, но и на практике, что же такое ЕГЭ, разобраться со спекуляциями на тему стресса из-за экзаменов и разработать авторскую модель подготовки к тестированию – пошагово показать, как сделать все быстро и эффективно.
Два учителя вместо одного
– К 1 февраля все выпускники определились, какие экзамены будут сдавать на выбор: после этой даты ничего уже не изменить. Так что мы вышли на финишную прямую. Поскольку я буду писать тест с выпускниками прошлых лет, то для меня время «Ч» наступит уже в начале апреля, – рассказал Алексей Голубицкий. – За прошедшее время я успел проанализировать учебники по предмету, найти наилучший вариант для подготовки. И точно понять, что без репетиторов подготовиться к ЕГЭ реально. Нужно дополнительно заниматься самостоятельно, ходить на бесплатные школьные консультации, и все получится.
Директор школы признается, что обществознание оказалось «твердым орешком»: обширный предмет, в который входят культурология, философия, право, экономика и другие гуманитарные науки, освоить нелегко. Помогают бесплатные консультации для выпускников в школе.
– Впервые в этом году мы сделали так, что по каждому предмету консультируют два учителя, а у ученика есть выбор, к кому пойти. Я, например, хожу к обоим! – улыбается Голубицкий. – Важно эмоционально совпасть с педагогом, к тому же учителя, хоть и знают свой предмет в целом, особенно сильны в определенных, узких темах, и можно выбрать, что именно нужно подтянуть.
Равнение на Цицерона
Но мало просто прийти на консультацию, посидеть на уроке, почитать учебник. Нужно все это запомнить, а вот с этим бывают проблемы...
– В школе мы проводим со старшеклассниками тренинги по памяти: учим концентрироваться, работать с вниманием, правильно запоминать. Это дает эффект! – делится опытом Алексей Голубицкий.
Например, можно применять «метод воронки»: записываешь базовые определения или правила на карточках, а затем те, что хорошо усвоил, откладываешь в сторону. Остальное учишь и снова делаешь сортировку. Так объем для заучивания уменьшается, не тратишь время и силы на то, что и так знаешь. Да и психологически, когда видишь «свет в конце туннеля», легче.
Также для запоминания применяют метод ассоциаций и «комнату Цицерона» – последний метод назван так в честь одного из самых блестящих ораторов, государственного деятеля Римской республики. Он прославился тем, что никогда не использовал в выступлениях записи, воспроизводил по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен. А чтобы удержать в голове весь этот объем знаний, мысленно расставлял в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке информацию, которую нужно запомнить. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести то, что понадобится.
Три простых дела за день
– Но есть еще один момент, с которым сталкивается каждый ученик — и я в том числе, – продолжает экспериментатор Голубицкий. – Сложно не отвлекаться. В моем случае много других дел, плюс в феврале была защита магистерской диссертации, хочется и семье время уделить. А у ребят — соцсети, друзья и т. д. Как справиться? Визуализировать цель: написать на бумаге, зачем все это нужно (хочу поступить в вуз и т. п.), прикрепить ее на видном месте. Использовать ритмичность: лучше ежедневно тратить на подготовку немного времени – по 15–20 минут, чем на выходных засесть на целый день. Мне нравится принцип «не можешь бежать к цели — иди; не можешь идти — ползи; не можешь ползти — хотя бы ложись в верном направлении!». К тому же, если делать что-то регулярно, вырабатывается привычка. И, конечно, нужно себя хвалить за любые достижения! Применять правило «маленького успеха»: сделай за день три простых дела – помой тарелку, почисти ботинки, протри клавиатуру на компьютере. Вроде мелочь, а справился – и это мотивирует. Я проверил на себе!
Как тренировать память:
- метод воронки,
- «комната Цицерона»,
- метод ассоциаций.
- Не отвлекаться, а для этого четко понимать, зачем нужно тратить время и силы. Визуализируй цель, напиши и повесь на видном месте.
- Ритмичность: лучше 15–20 минут занятий в день, чем целый день, но раз в неделю.
- Хвалить себя за любые достижения.
- Применять правило «маленького успеха».
Справка «СК»
Когда выпускники напишут ЕГЭ29 мая – география, информатика и ИКТ.
- 31 мая и 2 июня – математика (базовый и профильный уровень).
- 5 июня – обществознание.
- 7 июня – физика, литература.
- 9 июня – русский язык.
- 13 июня – биология.
- 13, 15,16 июня – иностранные языки.
- 19 июня – химия, история.
Чтобы справиться с экзаменами, стоит тренировать память и хвалить себя даже за маленькие победы
поделиться