или Зарегистрироваться
Обучение
339
0
03 июля 2014

Прочитанные в СМИ статьи и другие тексты не понимает большинство старшеклассников

Известный лингвист рассказал нашей газете
о пользе ЕГЭ, проблемах образования и об умирающих языках

Андрей Кибрик, президент Международной ассоциации когнитивных исследователей, академик Института языкознания РАН, на прошлой неделе приезжал в Калининград и принимал участие в шестой Международной конференции по когнитивной науке. Она проходила в БФУ им. И. Канта и собрала около 450 ученых со всего мира.

Во время мероприятия мы поговорили с лингвистом о том, почему защитникам чистоты русского языка не стоит бояться соцсетей и какая страна сегодня лидирует в сфере образования.

ЕГЭ не отменяет творчество

– В одном из своих интервью вы упомянули, что у школьников есть проблемы с чтением.

– Скорее не с чтением, а с пониманием прочитанного. Это данные опроса старшеклассников по международной системе PISA – его проводят регулярно и сравнивают разные страны. Так вот, по пониманию прочитанного текста мы находимся почти в конце списка из 57 стран – вслед за Турцией и Грецией. Школьникам предлагали проанализировать документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, рекламные объявления и другие типы текстов. Оказалось, что 98% не понимают, о чем в них говорится, не могут выделить главное, применить информацию на практике. Получается, что высшего уровня грамотности чтения – того, что им действительно понадобится в дальнейшей жизни и работе – достигает совсем немного ребят.

Думаю, во многом причина в том, что у школьников нет практики чтения текстов разных типов, по программе они изучают в основном художественные произведения. Кстати, по этим опросам лидируют Финляндия (эта страна вообще сейчас на первом месте в сфере образования) и Эстония.

– Продолжая тему обучения: как вы относитесь к ЕГЭ?

– Подобная форма тестов опробована во многих странах и успешно работает. Я поддерживал введение ЕГЭ с самого начала: это минимальные требования, базовый уровень, который необходимо подтвердить для получения аттестата и дальнейшей учебы в вузе. Тест не отменяет творчества, углубленного изучения – просто это не его задача. К тому же мы помним, к чему приводило отсутствие единых стандартов – к коррупции на вступительных экзаменах и другим вещам.

Я сам ради интереса тоже проходил тестирование по русскому языку: конечно же, ляпсусов полно. Но их постепенно убирают.

– Еще одна обсуждаемая тема – язык интернета. Активное использование мобильных гаджетов, соцсетей и их собственного сленга не «убьет» великий и могучий русский язык?

– Язык занимает важное место в нашей системе ценностей, и потому у некоторых возникает идея его как-то упорядочить, нормировать, контролировать. Иногда доходя до абсурда: например, очередная идея законотворцев запретить использование иностранных слов, если в русском есть их аналог. В языке важно разнообразие стилей, форм. Главное, уметь переключиться в зависимости от ситуации. Языки всегда изменялись. Если бы на таких пуританских позициях стояли наши предки, то у нас бы никогда не появился Пушкин – когда-то и его язык, которым сегодня гордятся, был абсолютно неприемлемым.

Еще сто лет назад большинство наших сограждан были неграмотны. Потом они получили образование, и язык стал меняться. Появились телефон, радио, телевидение. Теперь интернет. Изменения всегда были и будут, а коверкать язык у молодежи всегда было принято. Но, согласитесь, тот же язык соцсетей редко выходит за пределы интернет-общения. И вы вряд ли будете говорить на работе теми же словами, что используются в СМС.

Языков станет в два раза меньше

– По данным ЮНЕСКО, только в Европе 50 языков находятся на грани умирания. Возможно ли их сохранить?

– Есть прогнозы, что к концу ХХI века количество языков на Земле может сократиться в два раза. Институт языкознания РАН уже много лет ведет проект по созданию единой информационной базы человеческих языков, вышло уже 15 выпусков энциклопедии «Языки мира», в которых описаны языки России, Европы и некоторых частей Азии. Я руковожу группой этого проекта.

С одной стороны, жаль, когда языки исчезают. Ведь за каждым стоят своя культура, традиции, особый взгляд на мир. Но если это происходит по естественным причинам – умирают носители, люди сами решают перейти на другой язык, тут ничего не поделаешь.

Задача лингвистов в том, чтобы зафиксировать, сохранить данные. Я занимаюсь одним из малых языков на Аляске, сейчас на нем говорит всего пара десятков людей. И таких примеров много, особенно в Сибири, да и в других частях России. Увы, далеко не всеми занимаются – не хватает ученых, интересующихся этой темой, и финансирования для экспедиций.

– Может ли возникнуть один главный язык, на котором все будут общаться?

– Не думаю. Конечно, все большее распространение получает английский – на нем можно объясниться и быть понятым во многих странах. Это результат глобализации. Но все же есть еще китайский, русский. Унификация до одного языка вряд ли возможна: хотя бы в бытовом неформальном общении всегда сохранится разнообразие.

Читайте в ближайших номерах «СК»: Как одиннадцатиклассники относятся к ЕГЭ, что сдают выпускники в Америке и что бы хотели изменить в системе образования калининградские школьники.

 

08-спууэ-27.jpg

09-evrika-38.jpg

поделиться
теги
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

4198
опрос 15 октября 2020

Это лето большинство калининградцев провело дома. Как именно вы отдыхали?

27