или Зарегистрироваться
Обучение
146
0
23 января 2014

В школы возвращают выпускное сочинение

Ученые и психологи дают неутешительные прогнозы

Президент Владимир Путин решил вернуть выпускникам школ в качестве итогового экзамена сочинение по литературе, о чем заявил об этом в декабрьском Послании Федеральному Собранию РФ. А уже 16 января премьер Дмитрий Медведев отдал соответствующее поручение министру образования.

Для нынешних выпускников аттестация будет проходить в привычной форме ЕГЭ, а вот в 2015 году наряду с тестами придется сдавать еще и сочинение по литературе, результаты которого будут учитываться при зачислении в вузы.

– К сожалению, в нашей стране сначала что-то вводят, а потом думают, как это осуществить, и никто не считает риски, – пояснила корреспонденту «СК» директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких. – Несколько лет назад мы проводили исследование в Калининграде. Оно показало, что от 40 до 60% учащихся начальной школы имеют трудности с письмом и чтением. Совсем не каждый знающий русский язык может написать сочинение. Этому нужно учиться, а сегодня многие дети не способны даже собственную мысль изложить на бумаге, тем более что последние несколько лет их усиленно тренировали выполнять тестовые задания, текстура которых – нечто совершенно иное, чем полет собственной мысли. Убеждена, что возвращать сочинения в школу необходимо. Но вводить их с 2015 года нельзя, это значит заставить детей отвечать за то, чему их не научили. Сначала нужно проработать всю школьную программу, от начальных до выпускных классов. За год научить писать сочинения невозможно. Что мы получим? Во-первых, у выпускников будут плохие оценки. Во-вторых, увеличивая время бессмысленной подготовки к итоговому сочинению, усилится экзаменационный стресс со всеми вытекающими последствиями.

Итоговое сочинение упразднили с приходом ЕГЭ. Психологи помнят, что тогда творилось с детьми, многие не были готовы к такого рода опыту, «заваливались» даже золотые медалисты.

– В моей практике был случай, когда ребенок шел на золотую медаль. Мальчик четко настроился на поступление в престижный вуз, – рассказывает психолог Наталья Николаева, – и вдруг вводят ЕГЭ. Парень не справляется с тестами и пытается покончить жизнь самоубийством. Потребовался год, чтобы привести его и родителей, которые также находились в депрессии, в чувство. Теперь вводят сочинение как экзамен. Ни один из т. н. экспериментов в сфере образования не проходит бесследно. Самые частые психологические симптомы при подобных изменениях – дез-ориентация и бессилие у детей, страх за их будущее у взрослых. Родители боятся субъективности оценивания, большинство считают, что это дает лишний шанс учителю для манипулирования ребенком. Немаловажно и то, что при написании сочинения необходимы определенные навыки: анализ произведения, иметь собственное видение, не упуская при этом мнение классиков. Сейчас эти навыки утрачены. Что посоветовать родителям? Не паниковать. Не читать нотации. Подумайте, на кого можно опереться в плане подготовки: на одноклассника, на свои забытые таланты писания, может, учитель откликнется, репетиторов никто не отменял. Втягиваясь в решение проблемы, вы почувствуете, что ситуация оптимизируется и будущее становится не таким уж страшным.

Как будет проходить сочинение? Какие темы предложит Минобрнауки выпускникам 2015 года? Как будут оценивать? По словам Марьяны Безруких, об этом наверняка никто еще не думал.

Продолжение темы в следующих номерах нашей газеты.

поделиться
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

36728
опрос 13 октября 2021

Что может вас стимулировать сделать прививку от коронавируса?

14