На модернизацию системы образования Калининградской области в течение трех лет (2011–2013 гг.) из федерального бюджета будет выделено около 650 млн рублей. Кроме того, деньги поступают из региональных и местных бюджетов. На что потратят средства в 2012 году, корреспонденту «СК» рассказала Светлана Трусенева, и. о. министра образования Калининградской области.
Уроки по интернету
Одним из приоритетных направлений станет развитие дистанционного обучения. Сейчас с помощью компьютера в основном занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Они общаются с учителями по Skype, получают задания и консультации. Подобная практика часто применяется и для ребят, которые не ходят на занятия временно из-за проблем со здоровьем или потому, что уехали на время из родного города.
Сегодня есть проблема с качественным преподаванием иностранных языков. Один из вариантов решения – организация в школе занятий через интернет с носителем языка (у многих школ есть партнеры в Европе).
Другой пример – использование педагогов из других школ. В школе п. Храброво долго не могли найти преподавателя английского языка и в итоге договорились со школой в п. Б. Исаково, где есть высококлассный специалист, о том, что через интернет уроки у детей будет вести их педагог. Такую систему введут и в других небольших школах, которые нуждаются в квалифицированных педагогах.
– Мы планируем применять дистанционное образование для одаренных детей: устраивать видеоконференции, интерактивные занятия с педагогами ведущих вузов региона, Москвы, Санкт-Петербурга и т. д., – рассказала Светлана Трусенева. – технически это возможно не во всех школах (качество и скорость интернета ограничены), определим десять базовых учебных учреждений в области. Туда на занятия смогут приезжать дети из близлежащих школ.
Есть ли у ребенка гражданская позиция
Еще одна важная задача – повышение квалификации учителей.
– В 2012 году пройдут стажировки для педагогов и руководителей школ в Польше, Литве – у них отличные результаты по образованию, – прокомментировала Светлана Трусенева.
Например, разработана система независимого мониторинга (оцениваются школы, педагоги), оценки работы учителя. У нас в основном учитывают результаты учеников по предметам, внеурочные достижения. В Польше пошли дальше: учебный показатель составляет лишь 40% оценки, остальное – так называемая социализиция ребенка: на оценку учителя влияет, насколько активная у ребенка гражданская позиция, умеет ли он принимать решения и т. п.
– Должен постепенно меняться и кадровый состав. Мы с большим уважением относимся к педагогам, которые работают в школе много лет. Они пережили непростые времена и в 90-е годы спасли школьное образование. Но сегодня школа должна омолаживаться – это требование времени, детей, родителей. Педагогам необходимо использовать новые технологии, быть активными. Нужны в школах и молодые директора-управленцы. Они уже пришли, к примеру, в калининградские школы № 36, 28, этот процесс продолжится, – считает Светлана Трусенева.
Существует законодательная инициатива о введении возрастного ценза для учителей. Обсуждается и вариант, когда педагоги со стажем остаются в школе как наставники, помощники молодых учителей, консультанты и т. п.
– Продолжится рост зарплат учителей: в 2011 году в среднем она составила 18 тыс. руб., к концу 2012-го будет около 21 тысячи, – рассказала наша собеседница.
Русский язык как иностранный
Важным направлением в регионе станет обучение детей переселенцев. Миграция у нас активная, и потому появляется все больше школьников, для которых русский язык – иностранный.
– Для таких детей нужна особая программа, специально подготовленные педагоги, которые будут преподавать русский язык именно как иностранный. В Европе такая практика есть, и она успешна, – рассказала Светлана Трусенева.
Сейчас на базе калининградской школы № 50 проходит эксперимент – открыт отдельный класс, где такие ребята учатся по своей программе. За полгода получены хорошие результаты, в планах открытие подобных классов в других школах.
На выделенные деньги будут закуплены и новые школьные автобусы, оборудование для спортивных залов, продолжится переоснащение столовых, компьютерное и интерактивное оборудование.
– В прошлом году начальная школа перешла на новый стандарт обучения. Для него необходимо специальное наглядно-учебное оборудование, компьютеры, мягкие модули для занятий малышей – будем помогать школам в их закупке, – рассказала Светлана Трусенева. – Для 20 базовых школ приобретем информационные классы, программное обеспечение, лаборатории и т. д. для эксперимента по переходу на новые стандарты основной школы (5–8-е классы). По результатам учебного года будет принято федеральное решение о переходе на электронные учебники. У нас в качестве эксперимента они используются в пяти школах, и результаты уже есть – дети стали больше читать. В сентябре откроем и новые школы в Калининграде (ул. Карамзина), Советске и, надеемся, в Гусеве.
Сколько выделено денег на модернизацию образования (федеральный бюджет)
- 2011 г. – 107 млн руб.
- 2012 г. – 330 млн руб.
- 2013 г. – 210 млн руб.
На что потратят
- Повышение квалификации учителей и директоров
Стажировки в Польше, Литве, персонифицированное повышение квалификации учителей. Будут готовить педагогов, которые преподают русский язык как иностранный для детей переселенцев.
- Дистанционное образование
Занятия с помощью интернета организуют не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для одаренных школьников. Вести уроки будут преподаватели вузов Европы и России.
Преподавание отдельных предметов в тех школах, где не хватает педагогов, организуют в интернете.
- Закупка современного оборудования, школьных автобусов
А как бы вы потратили деньги и что изменили в школьной системе?
Присылайте идеи по адресу: [email protected]. Обсудим!