или Зарегистрироваться
Обучение
12045
0
04 октября 2022

У первоклашек на парте рядом с азбукой - компьютер

Каким тогда должен быть современный педагог?
Первый месяц школьной жизни прошел. И новым он был не только для получающих знания школьников, но и для учителей с 1-х по 5-е классы. 
Уроки они теперь ведут по обновленным федеральным образовательным стандартам (ФГОС), к чему готовились все лето. А еще в школах отменили пандемийные ограничения, и мы вновь учимся жить в реальности, общаться не на удаленке. Словом, новостей много. В преддверии Дня учителя, который в России отмечают 5 октября, «Страна Калининград» поговорила с представителями сферы образования области о разных аспектах школьной жизни.

«В новую школу штат набрали без проблем»

В этом году в области побили рекорд по проходному баллу при поступлении в вуз на педагогические специальности, он был равен 77.
– И это радует, – говорит министр образования Калининградской области Светлана Трусенёва. – Мы можем говорить, что ребята, которые идут на эти специальности, делают свой выбор осознанно. И наша задача, конечно, сделать так, чтобы они дошли до школы. В прошлом году ввели систему поддержки – стипендии в 15 тысяч рублей для старшекурсников, подписавших целевые договоры на работу в образовательном учреждении. Областная инициатива хорошо воспринята студентами. Сегодня на самом деле происходят удивительные вещи. К примеру, когда мы открывали школу № 59 в Калининграде, без проблем набрали в нее учителей. Сейчас мы также открываем кванториумы и другие образовательные пространства, и туда активно идут работать молодые люди. Причем как педагоги, так и технические специалисты. У нас есть классы по информационным технологиям, программированию, космические, и вести уроки там должны имеющие соответствующую специальность. Потому сейчас работаем над тем, чтобы расширить перечень стипендий для ребят из не педагогических вузов, которые хотели бы работать в школе. 

- И все же есть сегодня дефицит кадров?
– Школа так устроена, что даже если есть вакансия, ее закроют перераспределением нагрузки. Но дефицит есть – 169 вакансий. Самый большой спрос на учителей математики, русского языка, физики и информатики. И по решению губернатора у нас введены жилищные сертификаты на 2 млн рублей. Это не мера соцподдержки, а возможность привлечь в конкретную школу предметников и быть уверенными в их стабильной работе.

- В школах появились советники директора. Какова их роль?
– Новшеству второй год. И на 90% могу сказать, что это большая находка. Эти люди выступают как посредники между администрацией школы, педагогами, детьми и их родителями. Дело в том, что у учителя и без того большой круг обязанностей, а жизнь в школе на уроках не заканчивается. И сейчас мы видим, что наши ребята стали более социально активными. Почти в четыре раза выросло число участников в Российском движении школьников, Юнармии,  проектах «Большая перемена», «Без срока давности» и других. И это тоже, считаю, заслуга советников, которые много общаются с ребятами вне уроков, вовлекают их в разные активности. Ведь нам главное – показать ребятам большую палитру возможностей, где они могли бы попробовать себя. 

- Программе «Земский учитель» уже четвертый год. Какие она показала результаты в области? 
– Это федеральный проект для привлечения учителей на село. Они получают подъемные 1 млн рублей, а регион предоставляет жилье и работу. И мы рады тем, кто приезжает. Это представители сильных педагогических школ с новыми иде-ями и амбициями из Новосибирска, Томска и т. д. По этой программе к 1 сентября только в этом году к нам приехали 14 педагогов, а без ее учета – 67.

- Что пожелаете педагогам в преддверии праздника?
– В первую очередь – здоровья. Физического, психического, нравственного. Вы – образец для многих калининградцев. Пусть ваши слова и действия всегда находят отклик в сердцах учеников. Не сомневаюсь в том, что калининградские учителя делают все возможное и невозможное, чтобы наши ученики были самыми успешными. А мы все сделаем, чтобы в своей профессии педагоги чувствовали себя хорошо. 

10-центральное.jpg
В Калининградском областном институте развития образования учителя могут делиться опытом и повышать квалификацию по всем направлениям

«Подготовили 3 600 учителей» 

– В этом году плановые курсы повышения квалификации педагогов отличались от прежних, потому что в наши школы пришли обновленные ФГОС, – рассказала ректор Калининградского областного института развития образования (КОИРО) Лилия Зорькина. – Для детей не сильно что поменяется – перечень тем почти тот же, может измениться лишь их последовательность, учебники те же. Но есть немало важных новшеств для учителей. Так, ФГОС зафиксировали содержание общего образования: подробно перечислены дидактические единицы учебного материала, они закреплены за определенными годами обучения. Если раньше педагоги работали по разным учебным программам и один учитель мог определенную тему дать в 7-м классе, а другой – в начале 8-го, то новый ФГОС направлен на единообразие. Это, конечно, будет удобно ученику, когда он меняет школу или переезжает в другой регион. Есть и другие изменения: введена как обязательная для формирования школой «функциональная грамотность обучающегося». В этом году мы перестроили курсы повышения квалификации так, чтобы педагоги региона ознакомились с изменениями стандарта, проработали свои рабочие программы. И с апреля учебу в КОИРО прошли 3 600 человек. 

– Вас коснулось введение в школах классных часов «Разговоры о важном»? 
– Конечно, именно наш институт является региональным координатором подготовки учителей по данному проекту, направленному на развитие воспитательной работы в школах. Все лето мы в тандеме с Академией Министерства просвещения России взаимодействовали с классными руководителями, провели «Классный марафон». Институтом воспитания РФ разработан методический материал – рабочая программа внеурочной деятельности, видео- и презентационные материалы, которые учитель сможет подобрать под свой класс. Все эти материалы можно посмотреть на сайте https://razgovor.edsoo.ru/ 
Наш институт дополняет материалы так называемым региональным компонентом. Как хорошо сказал один калининградский учитель: «Мы часто говорим с детьми о важных вещах на ходу». И правда! Есть много тем, которые не уложишь в урок математики или истории. А на занятиях «Разговор о важном» можно и поговорить о наших традициях и семейных ценностях, и поспорить на тему, на которую можем смотреть по-разному, или же поднять вопрос, который в семье ребенка вообще не затрагивают. Первыми темами в школах стали беседы о ценности знаний и возможностях, где ребенок может проявить свою активность. Будут разговоры об отношении к пожилым людям и героях, современных профессиях и др. Конечно, духовные ценности не формируются лишь разговорами. Но начинать надо с общения, ребята в этом нуждаются. А мы всем, чем можем, будем помогать в этом плане педагогам.

- В этом году КОИРО исполняется 75 лет. 
– Нашу деятельность невозможно представить в отрыве от жизни школ и задач, которые стоят перед региональной системой образования. Мы идем вместе с 1947 года. Этот год для нас юбилейный. Поэтому внутри института учредили звание «Ветеран института» для тех, кто проработал в институте более 10 лет. Вручили премии и памятные знаки. Мы считаем, что такие наши коллеги заслужили особого внимания, их пример будет заразительным для молодежи. Среди них Дмитрий Юрьевич Кулагин, директор Центра информатизации. Методиста по начальной школе Галину Анатольевну Стаселович знают, пожалуй, все учителя нашей области. Она работает в институте уже 16 лет. И на ее плечи легла основная подготовка педагогов начальной школы по обновленным ФГОС. 
В преддверии праздника хочу пожелать всем работникам сферы образования, несмотря на трудности, удерживать любовь к профессии и продолжать заниматься этим благородным делом. 

Новое поколение выбирает

В прямом смысле у педагогов нашей области подрастает смена. 
Начальную школу для будущей работы выбрали ученики гимназии № 32 Калининграда. Здесь создан педагогический класс, в котором азы этой профессии одновременно постигают ребята разного возраста.
– Я выбрала педагогическое направление в десятом классе, после того как двумя годами ранее работала вожатой у второклашек в пришкольном лагере, – рассказала ученица 11 «В» Эмма Коростелёва. – В то время думала о выборе профессии, перебирала и дефектолога, и клинического психолога, и даже психиатра. Но поняла, что нравится работать с детьми. 
Весной этого года Эмма победила в муниципальном конкурсе профессиональных компетенций «Молодые профессионалы» по преподаванию в младшей школе и стала призером заключительного этапа психолого-педагогической олимпиады школьников имени Ушинского. 
А на выбор восьмиклассника Егора Бородавкина повлияла мама, которая преподает в БФУ им. И. Канта.
– Вижу, как она старается заинтересовать своих студентов и какие эмоции получает от работы, – говорит Егор. – Мне тоже захотелось попробовать. Уже участвовал в практикуме со второклашками. Очень понравилось, когда ты можешь заинтересовать их, дать не сухую информацию, а ярко рассказать о предмете. А когда видишь, что детям это нравится, хочется стараться еще больше.
Также Егор играет на фортепиано, увлекается бегом, шахматами, плаванием и пулевой стрельбой. Вот такие они – будущие учителя. 

10-гимназия-32.jpg
Егор Бородавкин и Эмма Коростелёва пока учатся в калининградской гимназии № 32. Они мечтают стать педагогами и начинают постигать будущую профессию 

«Медицину надо изучать с 5-го класса» 

10-Ерохин.jpg
Александр Ерохин возглавил школу № 58 

Школе № 58 Калининграда всего год. И можно сказать, что это самое современное образовательное пространство региона, где дети постигают науку. – Конечно, современные условия – это определенные возможности для учеников, но создают их педагоги, – говорит директор Александр Ерохин. – Например, нашей команде в типовом проекте школы удалось внести изменения, и в малом зале  появился один из самых больших  скалодромов в регионе. И сегодня ученики с 5-х по 11-е классы в формате одного из модулей пробуют себя в скалолазании. Всего создали семь таких площадок – баскетбол, волейбол... И дети идут на тренировку даже в воскресенье к 8.30! 
Выбор есть и на уроках технологии, на которых можно научиться работать с молотком, а можно – на станке с числовым программным управлением. То есть обучиться рабочим процессам, как на современном предприятии. 
– Также мы увидели востребованность региона в медработниках и изучили вопрос, какие трудности испытывают первокурсники на медфакультете, каких знаний им не хватает первое время, – говорит директор. – И постарались внедрить эти предметы в школе. Сегодня наши дети могут выбрать курс физики или математики в медицине, латынь и многое другое. Десятиклассники уже стажировались в симуляционных центрах БФУ им. И. Канта, РНИМУ им. Пирогова в Москве и не только. Считаю, что это хорошая возможность – как можно раньше попробовать себя в разных профессиях. Начинать можно с 5-го класса! И мы очень благодарны нашим партнерам – и вузам, и предприятиям, которые в этом идут нам навстречу. 
По словам директора, и современному учителю сегодня приходится постоянно развивать новые компетенции, чтобы достойно отвечать на вызовы времени. 
– Как бы громко это ни звучало, в руках учителей – будущее страны, хоть и с отложенным результатом. Потому всем здоровья, стабильности, благополучия и никогда не останавливаться на достигнутом!

Портрет молодого преподавателя 

10-Даша-Прядухина.jpg
 Дарья Прядухина – учитель математики 

Дарья Прядухина 8 лет преподает математику, сначала в лицее № 17, а последние два года – в лицее № 23 Калининграда, хотя, будучи программистом, могла пойти в IT-сферу. – В вузе дали возможность дополнительно выучиться на преподавателя, – говорит Дарья Прядухина. – И меня затянуло! Если ты искренне делишься с детьми тем, что любишь и знаешь сам, все получится. Практика в школе показала, что мне общаться с людьми нравится больше, чем с компьютерами. 
В 2020 году Дарья прошла местные этапы конкурса «Учитель года», а затем вошла в топ-15 лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года – 2020». 
– После этого началась моя обширная общественная деятельность, – продолжает она. – Меня попросили возглавить работу клуба педагогов региона «Янтарный пеликан». Мы сегодня активно общаемся с такими же объединениями из других регионов, проводим семинары, педагогические десанты. 
Дарья – одна из первых учителей в области, кто получил жилищный сертификат. 
– После конкурса я была на встрече с губернатором, и мы говорили, что молодому педагогу трудно накопить на первый взнос по ипотеке. После этого правительство области реализовало идею сертификата на 1,5 млн, а затем и на 2 млн рублей. В прошлом году со мной его получили 15 учителей. Выплачиваем ипотеку вместе с мужем – он завуч и биолог в школе № 38 – и горим желанием работать. А коллегам хочу пожелать постоянно пробовать себя в чем-то новом, тех же конкурсах. Ведь так мы развиваемся. Ну и обязательно находить время на любимые занятия. Вот привыкну к новому расписанию – и вернусь в спорт, к любимой растяжке добавлю тренажеры. 

От простого к сложному

10-Дышева.jpg
Елена Дышева привезет новые идеи 

Мы не могли не связаться с Еленой Дышевой, преподавателем начальных классов лицея № 1 Балтийска, которая сейчас в Тюмени представляет область на конкурсе «Учитель года России – 2022». – Конкурс только начался, – рассказала Елена Дышева. – Со всей страны собрались 88 участников, и сейчас нам предстоит провести открытый урок и воспитательное событие. В ходе испытаний будут выбраны 15 лауреатов, затем – пятерка призеров, которые завершат конкурс в Москве.
По словам Елены, в свое время она выбрала начальную школу, впечатлившись работой бабушки Зои Михайловны Демерзы, которая учила первоклашек в Черняховском районе. Сегодняшние ученики, конечно, другие. У них рядом с азбукой на парте компьютер. 
– Да, наряду с алфавитом изучаем компьютерную грамотность, – говорит учитель. – Моя задача – рассказать о созидательной пользе технического прогресса – как получать знания в интернете, ориентироваться в потоке информации. Детям все это доступно. Идем от простого к сложному и вполне успешно. 
В 2019 году ученики Елены Дышевой выиграли региональный этап Всероссийского конкурса «Инженерные кадры России». Проект защищали в Москве. 
– Надеюсь, с конкурса привезу много новых идей, ведь тут общаемся с лучшими учителями страны, – говорит участница. – И всем коллегам желаю никогда не стоять на месте. Только тогда мы будем интересны детям. 


Фото Александра Мелехова, из архивов героев публикации и КОИРО

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3