Стихи Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама актриса читала в сопровождении гитары и органа. Очевидно, что нет таких жанров и амплуа, которые не были бы подвластны Светлане Крючковой. Между тем тезис о том, что одаренные люди нередко сложны в общении, в случае со Светланой Николаевной вполне оправдался. Ее интервью корреспонденту газеты «Страна Калининград» получилось весьма эмоциональным и откровенным.
Мечтала стать филологом
- Светлана Николаевна, вы недавно стали лауреатом профессиональной книгоиздательской премии «Книжный червь» в номинации «Воплощенная поэзия». У меня сложилось впечатление, что из всех поэтических жанров вам на-иболее близок Серебряный век. Соответствует это истине?– Ничего подобного. Мои поэтические пристрастия весьма многообразны. Это Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Бунин, Бродский, Самойлов – список можно продолжать долго. И поэтические программы в моей жизни появились не вчера. Первый раз я прочитала программу «Два века русской поэзии» в 1995 году. Вообще поэзию я страстно полюбила еще в детстве. И мечтой моей тогда была вовсе не артистическая карьера. Мечтала стать филологом и писать научные работы. Но сложилось по-иному…
- Когда вы готовили свою первую поэтическую программу, могли предположить, что будете собирать полные залы? Ведь это история явно не массовая.
– Когда я начинала, мне говорили: «Зачем тебе это надо? Никто на это ходить не будет». Но я почему-то была убеждена, что рано или поздно зритель откликнется. И потом, если я что-то делаю, то глубоко вникаю в предмет, просто в силу своей натуры. По своей природе я отличница. Не просто читаю стихи, а всегда предваряю их какими-то рассказами, чтобы зрителю было интересно. Потому что я – переводчик с поэтического языка на слушательский. Когда я выхожу на сцену, у меня нет задачи показать себя. Я хочу показать поэта. Заразить зал своей любовью и пониманием. И каждый раз счастлива, что удается.
Первая роль в БДТ – школьница
- Можно ли сказать, что ваш главный режиссер – Георгий Товстоногов?– Конечно. Я – товстоноговка, и это навсегда. Георгий Александрович оказал огромное влияние на всю мою жизнь. В 1975 году я приехала из Москвы в Ленинград к любимому человеку – оператору Юрию Векслеру. При этом у меня совсем не было перспектив работы в какой-либо ленинградской театральной труппе. И тут случилось нечто неожиданное. В ту пору я снималась в фильме по пьесе Вампилова «Старший сын» (0+). Редактор объединения, в котором снимался этот фильм, оказался другом Товстоногова. Во время дружеской встречи он сказал Георгию Александровичу, мол, в Ленинград переехала из Москвы очень интересная молодая артистка. И вскоре я получаю приглашение прийти в БДТ на собеседование. Поговорили, и Георгий Александрович сделал мне достаточно неожиданное предложение – сыграть роль младшей сестры в постановке Сергея Юрского «Фантазии Фарятьева» (0+). Я была ошеломлена и спросила: «Георгий Александрович, разве я похожа на школьницу?» Он засмеялся и ответил: «Нет, не похожи, но там нужна именно такая». Благодаря Георгию Александровичу я осознала, что диапазон моих амплуа широк и мне подвластно многое.
- А как вам работается с нынешним худруком БДТ Андреем Могучим?
– Он дает мне играть, и я ему за это благодарна. Хотя после смерти Георгия Александровича сыграла лишь три роли, и все в спектаклях приглашенных режиссеров. Но Бог дал мне другие способности.
«На съемках восемь раз ложилась в гроб»
- Неоднократно слышала от актеров, что самые тяжелые роли – характерные. Для вас более энергозатратны такие персонажи, как тетя Песя в «Ликвидации» (16+), или драматические, как бабушка в фильме «Похороните меня за плинтусом» (12+)?– «Похороните меня за плинтусом» (12+) – отдельная история. Мне эти съемки очень тяжко дались. Достаточно сказать, что я восемь раз ложилась в гроб! Никак не шла сцена смерти. Кончились для меня эти съемки реанимацией. Я была поражена безобразным отношением к артистам, потому что тон задавали продюсеры. Человек, который вчера торговал мясом, а потом в кратчайшие сроки перековывается в дельца от искусства, не может чувствовать чужие проблемы и чужую боль. Чего можно ждать от таких людей, кроме безразличия и хамства? Только в нашей стране безбожно и бессовестно эксплуатируют артиста, считая, что он должен работать на износ.
Что касается разговоров о «Ликвидации» (16+), то они мне бесконечно надоели. Сколько можно?
- Но что же делать, если ваш персонаж в «Ликвидации» (16+) - высший пилотаж характерного жанра и говорить об этом интересно?
– Ну, понятно же, что эта роль для меня была органична, учитывая, что я родилась и провела детство в Кишиневе, и обстановка южного дворика была мне отлично знакома. В моем дворике жили одиннадцать семей, половина – еврейские. Поэтому слышала вокруг интернациональные разговоры – бранились или беседовали по душам на идише, украинском, русском и молдавском языках. Когда мы снимали в Одессе, коррективы в наши реплики вносила сама жизнь. Гоцман возвращается из тюрьмы, и я ему говорю: «Давид Маркович, я такая рада!» Реплика появилась, потому что именно так выражалась местная баба Люда.
Местные меня вообще поразили своим отношением. Мы снимали сцену, когда я ору на свою невестку Цилю, которая заколотила дверь досками, и сую ей под нос кукиши. Комнатушка, в которой я «бесновалась», была малюсенькой и душной, и мне, чтобы достать до форточки, надо было одним коленом встать на подоконник. Так хозяева этой квартиры подложили мне под колено подушечку и вдобавок принесли вентилятор. Это трогало до бесконечности и окрыляло. Так что подоплекой вдохновения может быть доброта и человечность.
Светлана Крючкова не просто читает стихи, а еще и перемежает их рассказами о поэтах и времени, в котором они жили
(фото Татьяны Окуневой (предоставлено Кафедральным собором) )
Справка «СК»
Светлана Крючкова родилась в 1950 г. в Кишиневе. До поступления с третьей попытки в Школу-студию МХАТ (1969 г.) работала в разных местах – оператором вычислительного центра при ЦСУ Молдавской ССР, слесарем-сборщиком на заводе им. Лихачёва, старшим препаратором в Кишиневском сельскохозяйственном институте. После окончания вуза стала актрисой Московского художественного те-атра. В 1975 г. переехала в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где проживает до сих пор. С того же года – актриса Большого драматического театра. Президент кинофестиваля «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге. С 2016 г. ведет лабораторию актерского мастерства при Союзе театральных де-ятелей РФ.
цитата,, :
:Когда я выхожу на сцену, у меня нет задачи показать себя. Я хочу показать поэта
поделиться