Добро пропадает
– Сад лет пять назад посадили, видно было, что работа кипит, плоды регулярно собирали. Первый год, чтобы в такое время яблоки висели на деревьях! Знаю, что их собирали вовремя, реализовывали, перерабатывали на сок. И ведь наверняка хозяйству выделялись какие-то государственные субсидии, а это деньги, в том числе и мои как налогоплательщика. Здесь пропадают яблоки, а на рынке эти местные фрукты сегодня стоят порой дороже бананов, которые надо еще довезти до нас! Добро пропадает, и никому дела нет!Журналисты «Страны Калининград» побывали в Заречном в конце ноября. Деревья с края сада были без яблок, но через метров 30 пошли с плодами, а потом и усыпанные яблоками, лежали они и на земле. Мы также увидели, что работа идет: несколько рабочих собирают фрукты и везут на тракторе на склад. Там можно купить плоды оптом или в розницу, а упавшие на землю – собрать бесплатно. Единственное, что бросило тень на благополучие хозяйства – жуткая грязища, сравнимая с болотом. Правда, нашей поездке предшествовала неделя дождей.
Возникли сложности
Вроде бы все хорошо, процесс идет, информацию от читателя проверили. Но журналистское любопытство заставило зайти на сайт компании и посмотреть доходы. С 2014 года «БИОТОР» выходил в прибыль – 2,95 млн рублей только в 2016 году, а начиная с 2017-го ушел в минус. Цифры 2020-го – минус 60,13 млн при годовой (!) выручке в 1,68 рубля. Как так?Мы позвонили генеральному директору компании Ивану Филиппенко (он указан в каталоге сельхозпроизводителей области. – Прим. авт.). Как выяснилось, сегодня он эксперт-садовод, консультирует предпринимателей по посадке садов, а должность гендиректора больше не занимает, но работал в ООО с самого начала.
– В 2014 году в область зашел мощный польский инвестор – яблонями засадили 100 га. Благодаря инвестициям сад должен был выйти на проектную мощность за 5 лет, – говорит Иван Филиппенко. – Но случилась долгая пандемия, возникли сложности, и инвестиции остановились. От регионального правительства помощи не последовало, хотя мы обращались, так как под это не были заложены средства в бюджет. Сегодня на «БИОТОР» пришло новое руководство и уволило прежний штат. И читательница «СК» не ошиблась: часть урожая брошена. Раньше мы продавали яблоки в магазине на Берлинской трассе, покупатели готовы были брать их за 70–80 рублей за килограмм, и работал он порой до 21 часа, так как был спрос. Большая часть продукции перерабатывалась в сок. Тот, что продают на складе сегодня, прошлогодний товар.
Проблемы сбыта
По словам Ивана Филиппенко, в саду выращивают лучшие зимние сорта яблок – Гала, Айдаред, Голден, Натали, Чемпион – сочные, сладкие. И, несмотря на эти качества, есть проблема их сбыта через большие торговые сети области.– Я пытался размещать там продукцию, яблоки у нас шикарные, давал на пробу. Но мне предлагали закупочную цену от 7 до 15 рублей, а в итоге их продавали по 116 рублей за килограмм. Более того, перемешивали с импортными. Сок из наших яблок отдавал в сети по 50 рублей за литр, а в продажу его пускали по 160 рублей. Монополия… Но если я отдам яблоки по 7–15 рублей за кг, то не смогу покрыть расходы! Тем более мы понимаем, что стабильности в сельскохозяйственной сфере из-за природных условий быть не может, госсубсидий в области на это нет. Это своего рода лотерея. Например, четыре года назад река Прохладная вышла из берегов и затопила сад. Яблоня в таких условиях погибает через семь дней, сегодня со стороны Берлинки сад мертвый...
«СК» обратилась за комментарием и к новому начальству.
– Четыре месяца назад сменили руководство, так как прежнее привело в упадок сад, конечно, и пандемия внесла отрицательный вклад, – отражает свое видение ситуации коммерческий директор «БИОТОР» Азиз Елебесов. – Пришлось уволить и тех работников, которые трудились недобросовестно. Планов много, есть проект, по которому будем восстанавливать сад. И есть понимание, что на это уйдет минимум два года. Мы активно ищем инвесторов, уже проходят встречи.
Что говорят торговые сети
– Все разорившиеся предприятия заявляют, что сети на них наживаются, – рассказал заместитель гендиректора местной торговой сети Алексей Елаев. – На самом деле люди просто не могут вести грамотно бизнес. Если сравнить нашу среднюю наценку на местные яблоки и маржу, то это больше соцпроект. Мы и сами заинтересованы в том, чтобы брать товар у местных поставщиков, конечно, для этого он должен быть качественным. Яблоко должно быть откалибровано, хорошо упаковано, чтобы потом оно неделю-полторы могло пролежать. Возить яблоки из Сербии с учетом логистики, с одной стороны, бред, с другой – необходимость, так как они понимают, как верно упаковать и сохранить продукцию. Организуйте сбор яблок, сделайте упаковку, обеспечьте хранение, и вы озолотитесь! Нам лучше покупать товар за 100 км, а не за 2000. Мы заинтересованы брать лучший товар, в прошлом году мы даже брали перечень сельхозпроизводителей и целенаправленно обзванивали их, а то вдруг они стесняются выйти к нам с предложением.Яблоневый сад в поселке Заречье пострадал от почти двух лет пандемии – инвестиции закончились, руководство сменилось и теперь ищет нового партнера
Официально
– Площадь яблоневых садов, заложенных в области с 2013 по 2021 год, составляет 738 га. В плодоносящем возрасте – 556 га, – сообщили «СК» в областном министерстве сельского хозяйства. – По предварительным данным, валовой сбор яблок в садах интенсивного типа в 2021 году составил 3202 тонны, на 678 больше 2020-го. Прогнозный валовой сбор яблок в хозяйствах всех категорий – 27 тыс. тонн (на уровне 2020 года). Садоводство остается одним из приоритетных направлений господдержки. В федеральном и областном бюджете на 2021 год предусмотрено 46,7 млн рублей на субсидирование части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями.