или Зарегистрироваться
Общество
2058
0
24 июня 2021

Как соединить застройку и места отдыха у воды

Эксперты показали примеры изменения городских территорий
На прошлой неделе в области прошел международный форум урбанистики «Перспектива. Город у воды». Три дня в Калининграде, Черняховске и Полесске обсуждали опыт разных городов по использованию территорий у воды. 
Было озвучено много идей, а главным героем мероприятия стал немецкий архитектор Фольквин Марг – «архитектурный отец Хафенсити» в Гамбурге, одного из крупнейших проектов ревитализации (оживления и нового использования) индустриальной застройки в Европе. 

Ошибки не фатальны

Проблема использования участков у воды в нашем городе обсуждалась не раз. 
На этом форуме взгляд на ситуацию изложил Петр Черненко, председатель Калининградского отделения Союза архитекторов.
– Исторически наш город развивался у реки, на окраинах располагались производства и склады, ведь воду использовали как канал для транспортировки, – пояснил эксперт. – Сегодня Калининград вырос, и многие из этих территорий приблизились к центру. Пришло время менять их использование и облик. А логистические центры, складские помещения переносить в другие места. Проблема в том, что у этих земель большое количество собственников со своими интересами. Поэтому такие глобальные перемены должны быть заложены в стратегию развития города, генплан. Пока же мы видим много сложностей. Например, стро-ительство нового моста около двухъярусного с мощной развязкой предполагает большие транспортные потоки – это ставит под вопрос ревитализацию Правой набережной. Тот же остров Октябрьский проектировался под обеспечение работы стади-она, и инфраструктурно это не слишком подходит под нынешний план его развития с разными кластерами. Впрочем, ошибки в градостроении редко бывают фатальными.

Коридор в центр

Интересный опыт привела Яна Голубева, генеральный директор архитектурного бюро «МLА+» из Санкт-Петербурга. В городе, где есть десятки рек, мечтают сделать «водный каркас». Сегодня выходы к воде часто забетонированы или вообще недоступны — заняты складами, гаражами и парковками. 
– Хотим создать «водные коридоры», когда вдоль рек люди смогут добираться из микрорайонов в центр (а 80% жилой застройки находится около водоемов) по зеленым зонам, пешком или на тех же велосипедах, пользоваться водным транспортом, – рассказала Голубева.
Начать решили с реки Охты — второй по величине в Санкт-Петербурге. Вдоль ее берегов много зелени, уникальная промышленная застройка, которую можно использовать под общественные пространства и т. п. 
– Если нет общего плана, то крупные участки в таких местах обрастают многоэтажками, а маленькие заброшены. В случае с Охтой инициатива идет от местной администрации Красногвардейского района — вместе с экспертами там вырабатывают стратегию. У воды (с обязательными выходами к ней) появятся набережные, зоны отдыха, жилье, офисы (процесс уже начался, участвуют в нем в том числе и застройщики). Отдельным инвесторам с такой большой задачей не справиться, нужно создавать территориальные бизнес-ассоциации, – считает специ-алист.
Интересные проекты реализуют в Казани.
– Мы тоже разворачиваемся к воде, в том числе сохраняем болота и пруды в черте города, где живут краснокнижные птицы и животные, оставляя для них пространства без присутствия человека, – рассказала Дарья Толовенкова, заместитель главного архитектора Казани. – Делаем больше парков и скверов, меняем застройку (регулируется ее этажность, площадь озеленения, материалы и т. д.). Хотим создать пешеходные связи между кварталами — сейчас, если хочешь пересечь весь город, они прерываются, приходится идти вдоль дорог.

Провалы и успехи

Города меняются, но везде это процесс непростой. Немецкий архитектор Фольквин Марг привел примеры разных проектов у воды. 
– В Валенсии мы видим провал. Там хотели переосмыслить территорию старого порта. Провели международный конкурс и получили отличный проект. По нему, там бы сохранили склады — историческую застройку, порт превратили в место отдыха горожан, причал для яхт. Но местные власти решили реализацию отложить: на семь лет отдали район под гонки «Формулы-1». В итоге там появились высотки, склады снесли, а потенциально прекрасное место превратилось в пустыню аттракционов, – говорит эксперт.
История успеха — огромный район в Шанхае, который появился благодаря строительству контейнерного порта.
– Все портовые города на реках со временем теряют старые порты: корабли становятся больше, им нужна другая инфраструктура. Так случилось в Шанхае, так произойдет и в Калининграде. В Китае порт запустил появление нового огромного района – сушу намыли посреди воды. Все пространство там выстроили вокруг искусственного озера. От него кольцами расходятся 12- и 16-километровые парки. Получился город на воде, где в центре — общественное пространство, –рассказал Марг.
И, наконец, пример, автором которого стал Фольквин Марг, — район Хафенсити в Гамбурге. Старая гавань там давно устарела, решили строить новый порт  и думать, что делать с огромной территорией. Споры шли десятилетиями, возникали конфликты. Тогда местные власти, понимая, что изменения неизбежны, пошли на хитрость: тайно скупили склады, не делясь планами на эту землю. Без огласки заказали и создание концепции развития портового района одному из самых известных немецких архитекторов. 
– Поскольку все должно было держаться в тайне, я, преподаватель университета, замаскировал разработку концепции под учебный проект, привлек к ней ассистентов и студентов. Профессоров же никто не воспринимает всерьез! – с улыбкой вспоминает Марг.
В итоге в 2000 году появился Хафенсити: там соединили историческую застройку с современной архитектурой, возможностями для отдыха у воды и на воде. Район стал престижным, но при дорогой недвижимости часть жилья там оставили социальным и дотационным (например, для семей с детьми). 

08-У-воды-в-нашем-городе-много-старых-промзон---эксперты-считают,-что-пора-менять-их-облик.jpg
Непосредственно у воды в нашем городе расположено много старых промышленных зон – специалисты считают, что пришло время сделать их облик привлекательным 

Какие есть идеи по использованию территорий у воды в Калининграде, читайте в материале «Что можно сделать на мосту и возле водоемов». 

поделиться
опрос 14 ноября 2024

Красная икра за год подорожала в два раза. Вы будете покупать этот деликатес на новогодний стол?

22