или Зарегистрироваться
Общество
1479
0
15 апреля 2021

«Средневековье не страдало, а жило очень даже весело»

Музыку того времени в России воспринимают намного лучше, чем в Европе
В областной филармонии16 апреля в рамках ХХХ Международного фестиваля «Янтарное ожерелье» выступит ансамбль старинной музыки «Мадригал» с программой «Роковое Средневековье» (6+). 
Руководитель этого известного далеко за пределами страны коллектива Александр Суетин уже много лет вне конкуренции, поскольку он ведущий профессиональный лютнист России и знает о старинных инструментах, наверное, всё. Корреспондент «Страны Калининград» побеседовал с ним о созвучии времен и парадоксах истории. А также выяснил, что исполнитель классики в свободное время с удовольствием слушает рок. 

Перекличка времен

– Александр, «Роковое средневековье» (6+) – звучит таинственно и сумрачно.
– Это название хитрое, можно по-разному ударение поставить, и в этом заключается интрига (смеется). Мы исполняем песнопения из самой известной рукописи XIV века «Красной книги монастыря Монсеррат» и инструментальные сочинения короля Кастилии Альфонса X Мудрого. Это был король весьма творческий – написал около 400 песен. И хотя это молитвы, но они исполнялись не сумрачно. В ту пору бушевала чума, случались миллионы смертей. Но те, кто жил в этих реалиях, относились к катаклизмам философски и верили, что музыка вносит свет в жизнь. В монастырь Монсеррат приезжали паломники и там не только молились, но и плясали и музицировали. Вопреки мраку и смерти Средневековье не страдало, а жило очень даже весело. Поэтому программа полна оптимизма и жизне-любия. 
– Мне кажется, сегодня это родственная история для нас.
– Конечно. Меня вообще интригует перекличка времен и обстоятельств. Вот, например, в наших концертах звучат сочинения Джона Доуленда, который долгое время был лютнистом при датском дворе и водил знакомство с Шекспиром, которому рассказывал о жизни датского королевства. То есть именно он вдохновил Шекспира сделать местом действия «Гамлета» (12+) замок Эльсинор. Согласитесь, примечательная и вовсе не случайная ситуация! 

Идеальный колорит 

 – Вы увлеклись старинными инструментами еще в музыкальном училище. Чем они вас очаровали?
– Они идеально передают колорит эпохи Средневековья и барокко. Подлинные инструменты того времени – это уже музейные экспонаты.
– И вы в ансамбле пользуетесь не только аутентичными инструментами.
– Лютня XVI века стоит просто баснословных денег. Так что хранятся такие инструменты в основном для изучения. А уже нынешние мастера филигранно делают по ним современные копии. Это обычное дело. И в то время инструменты регулярно переделывались, обновлялись. Такого культа, как со скрипками, нет. Все гораздо проще. Деревянные духовые вообще долго не жили, из-за постоянной влаги их приходилось часто менять. Хрупки и щипковые инструменты. А современный гобой отлично вписывается в наш состав. На нем можно исполнять музыку и старинную, и нашего времени. Вообще, я не принадлежу к числу догматиков-фунда-менталистов. Крамольное, с их точки зрения, сочетание старинных инструментов с современными получилось вполне гармоничным.
– Наслышана, что у вашей лютни интересная история.
– Вы правильно наслышаны. Я играю на арабском люте, он же арабская лютня. Мне была интересна его история, я рылся в различных материалах и узнал вот что. Лютня впервые появилась в Европе, когда арабы захватили Андалузию. Ну а потом арабов изгнали, а красивый музыкальный инструмент прижился. И стал называться уже не лютом, а лютней.

Проекты на ура

– Мне кажется, наиболее благодарная публика у вас должна быть в Европе. 
– Ошибаетесь, самая благодарная публика – в России. Для европейцев это родная музыка, они ею объелись. А наша публика «голодная» и потому эту музыку принимает с воодушевлением. Причем не только в столицах. Особенно горячо нас принимали в Казани, на Урале и в Рязани.
– Вы периодически делаете совместные проекты с драматическими артистами. Какие из них особенно удались? 
– Удачей с Театром на Таганке стал спектакль «Хроники» (18+) по пьесам Шекспира, поставленный Юрием Любимовым. С Юрием Стояновым у нас хорошее сотрудничество. Он читает «Декамерон» (18+) Джованни Боккаччо и фрагменты из романа Сервантеса «Дон Кихот» (12+) под музыку барокко. Публика воспринимала этот проект на ура, аншлаг был постоянный – вплоть до этой пандемии проклятой.
– А какую музыку вы сами слушаете?
– Разнообразную. Это происходит спонтанно и зависит от состояния души в тот или иной момент. Очень люблю старый добрый рок. Недавно с удовольствием слушал Роберта Палмера. А года два назад был на рок-концерте, где совершенно блестяще играл на гитаре Джонни Депп. Обожаю слушать Пако де Лусия, джаз. От этой музыки делается легко и весело на душе. А душевная легкость и веселость сегодня, согласитесь, дорогого стоят. 

   Концерт пройдет в рамках международного  фестиваля "Янтарное ожерелье" при поддержке Министерства культуры РФ (программа «Всероссийские филармонические сезоны»


Справка "СК"
Александр Суетин родился в 1957 г. Учился в музыкальном училище им. Октябрьской Революции (сейчас это Московский государственный музыкальный колледж им. А. Шнитке) по классу классической гитары. Еще студентом увлекся инструментами семейства лютневых. В 1979 г. стал солистом ансамбля старинной музыки «Мадригал». Собрал большую коллекцию щипковых и духовых инструментов. В 1980-х работал реставратором в музее- усадьбе «Шереметьево» и в Музее музыкальных инструментов им. М.И. Глинки. 
C 2008 г. – художественный руководитель ансамбля «Мадригал» Московской филармонии. Заслуженный артист РФ.

7201 Мадригал.jpg
Стиль ансамбля «Мадригал» – гармоничное сочетание старинных и современных музыкальных инструментов 


поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3