или Зарегистрироваться
Общество
878
0
28 августа 2020

Дмитрий Минчёнок: «Я отношусь к Канту как к чудаку и страдальцу»

Новая пьеса драматурга – дань памяти актрисы Нины Дорошиной
Драматург, сценарист и актер-импровизатор Дмитрий Минчёнок хорошо известен калининградскому зрителю, например, по спектаклям «Чемодан Моцарта» (18+) и «Бах и его одиннадцать сыновей» (6+) , прошедшим в зале Кафедрального собора. 
Неожиданно для тех, кто знаком с его творчеством, да и для самого себя Дмитрий написал пьесу «Когда голуби улетели» (12+) – продолжение истории главных героев фильма «Любовь и голуби» (12+). Ее ставят в областном драматическом театре. О странностях искусства и одаренности с драматургом побеседовал корреспондент «Страны Калининград». 

Неожиданное предложение

– Дмитрий, признаться, я была удивлена, узнав о продолжении пьесы «Любовь и голуби» (12+). Ведь ваша сфера интересов всегда была, скажем так, более эстетской. Как родился интерес к этому материалу?
– Полностью согласен с вами! Я сам был безмерно удивлен, что взялся за написание этого материала, в результате чего появилось на свет продолжение пьесы Владимира Гуркина. Для меня это был некий вызов. А началось все с того, что завлит театра «Современник» Евгения Кузнецова сделала самое что ни на есть удивительное для меня предложение. «Минчёнок, давай-ка ты выступишь в новом амплуа, – сказала она. – Что там все эти твои Моцарты и Канты гламурные – расскажи о жизни простой русской бабы». 
Сначала я оторопел. Фильм мне никогда не нравился, я не люблю произведения на деревенскую тему, при том, что очень люблю деревню и деревенскую жизнь. Но затем подумал, что такие гении, как, скажем, Антон Павлович Чехов, писали о простых людях, таких, как мы, с их простыми радостями и бедами. В итоге Чехов делал своих героев гениальными, ведь известно – «Мадам Бовари – это я!» 
Тем не менее я полгода ничего не делал и врал Жене Кузнецовой, что творю. Но в один прекрасный день она мне позвонила со словами: «Минчёнок, через три дня тебя ждет Галина Борисовна (Волчек, руководитель театра «Современник». – Прим. авт.) с пьесой. 
Я пришел в ужас, сел и за три дня все написал. Галина Борисовна прочитала, осталась довольна и сказала: «Вот, теперь это можно было бы показывать Ниночке Дорошиной, если бы она была жива». Так что пьеса – дань памяти замечательной Ниночки, сыгравшей Надюху. И мне радостно, что спектакль по пьесе поставят в Калининграде, городе, который мне дорог.

– Можете распространить эту мысль?
– Я в Калининграде уже четыре года выступаю. И могу сказать абсолютно честно: редко, когда мне удавалось испытать такой восторг, так воспарить, как это неизменно происходило в Кафедральном соборе. Знаете, я фантазер, а здесь, в Калининграде, витает в воздухе дух древних пруссов, Иммануила Канта, в общем, здесь многое подстегивает мою фантазию.

Любой дар – как компенсация

– Ко дню рождения великого философа был приурочен ваш авторский спектакль «Кант и его тайные гости» (6+). Каков он – ваш Кант? Как-то прочитала у вас высказывание, что гениальность Канта была обусловлена отсутствием у него либидо, и это сублимировалось в философские материи.
– Да, это именно так. Любой гений – это патология, это какой-то сбой в работе организма. У Канта отсутствие личной жизни компенсировалось глубоким погружением в себя. Он, на мой взгляд, не философ, а интуитивный нейропсихолог, говоря современным языком. Кант сформулировал мысль о том, что пространство и время – это субстанции, которые рождаются в нашем мозгу. Понимание этого дало человечеству так много! Да, философ не оставил наследников, хотя, нет, оставил – наследниками стали его изумительные книги. 
Кстати, пятнадцать лет тому назад мне поступало предложение написать пьесу о Канте, но я отказался. Меня, как и всех, придавил тот слой лака на нем, под которым терялась мысль. Когда же я начал изучать жизнь Канта и его труды, то увидел весьма любознательного одинокого человека-загадку. Я начал писать историю «Кант и его тайные гости» (6+) в надежде рассказать о своем пути к пониманию Канта-человека. Прочитав его труды, я стал относиться к нему как к чудаку и страдальцу. Потому что любой дар, любая особость – компенсация какого-то ущерба, я в этом убежден. 

– Распространяется ли эта особость на Исаака Дунаевского, о котором вы написали книгу в серии ЖЗЛ?
– (Смеется.) Ну, с биологическим наследием у Дунаевского все в порядке. Но я уверен, что все, созданное им, в ряду этих волшебных компенсаций. Его слабое здоровье и ранняя смерть – разве не доказательство?

Огоньки в глазах

– В таком случае получается, что Пушкин компенсировал своими шедеврами отсутствие материнской любви?
– Запросто! Задиристость, вспыльчивость, какая-то детская зависимость от Натальи Николаевны – все это могло быть результатом тяжелейших отношений с матерью. Почему нам становится так отрадно на душе, когда мы слышим волшебные пушкинские рифмы? 
Я уверен, это оттого, что рифма – аналог ласки и нежности, которой самому Александру Сергеевичу так не хватало…

– Кстати, у Пушкина есть ваш собрат в искусстве – итальянский импровизатор из «Египетских ночей». Ведь вы один из немногих, кто успешно импровизирует на сцене.
– Браво и в точку! Александр Сергеевич предельно точно описал механизм импровизации. Знаете, никто не верит, что тексты, которые я произношу на сцене, рождаются здесь и сейчас. Спектакль о Моцарте я играл 135 раз. И каждый раз – предельная энергетическая и умственная концентрация. За спектакль я теряю по килограмму веса. В стендап-драме нет готового и заранее заученного текста, который актер читает со сцены. Я реагирую на огоньки в глазах, мне кажется, что улавливаю бессознательное коллективное сознание. Есть страшный зверь — зрительское внимание, и с этого зверя я никогда не спускаю глаз.

Справка «СК»
Дмитрий Минчёнок родился в 1967 году в Витебске. Окончил ГИТИС. Написал сценарии к 20 телевизионным фильмам и сериалам. Выступает в жанре авторской stand-up драмы. Автор единственной полной биографии композитора Исаака Дунаевского, изданной в серии ЖЗЛ, и книги «43 истории любви» (18+), в которых рассказывает о своих встречах с голливудскими знаменитостями. Лауреат премии «Лавр» и премии Фонда Ирины Архиповой за лучшую книгу о музыке и музыкантах. 


14-kant-concert-7368.jpg
Дмитрий Минчёнок: «По своему опыту знаю, что есть такой страшный зверь – зрительское внимание, и с этого зверя я никогда не спускаю глаз» 
(фото предоставлено Кафедральным собором)

цитата
,
:
, :
В Калининграде многое витает в воздухе и подстегивает фантазию

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27