или Зарегистрироваться
Общество
780
0
11 декабря 2019

Писатель Иванов примерил сюжет на нашей местности

И раскрыл подробности будущего романа
В Калининграде во второй раз прошла встреча с известным писателем Алексеем Ивановым, автором книг «Географ глобус пропил», «Тобол», «Общага-на-Крови», «Золото бунта» и других.  
В апреле 2019 года Иванов был уже гостем Калининградской областной научной библиотеки: творческая встреча с писателем проходила в рамках проекта «Библионочь». В этот раз он раскрыл подробности будущего романа, который связан с Калининградской областью, поделился впечатлениями от интервью с Юрием Дудем, назвал проблемы современного общества и ответил, почему отечественные авторы не задают тренды в литературе.

О Юрии Дуде
- Юрий Дудь такой журналист, к которому по своей инициативе не пробьешься и не напросишься. Он человек свободный и состоятельный, всегда может выбирать собеседника. Юрий предложил сделать интервью со мной, я, разумеется, согласился, потому что Дудь мне был интересен и как профессионал, и как человек. 
Поговорить с Юрием – это удовольствие. В реальном общении он не совсем такой, каким выглядит на экране: молодым, задиристым журналистиком, который дергает тигров за усы, матерится и произносит порой неприятные вещи. На самом деле он человек умный, тонкий и тактичный. И самое главное, он внутренне свободный человек, а это редкость. У Юрия большая амбиция на просвещение двадцатилетних: рассказать им о том, кем являются люди постарше, что они тоже интересны. Он как бы старшее поколение вводит в культурные обороты молодого поколения, которое нигилистки отбрасывает старших. 
Общение с Дудем было одной из таких ситуаций, когда я поменял точку зрения на электронные СМИ и на интернет как новое пространство культуры. Мне казалось, если ты занимаешься чем-то серьезным, то не надо ходить в интернет. После Дудя я понял, что все-таки надо.

О нескромной книге
- На своем сайте я сам отвечаю на вопросы читателей, и ответов набралось почти 4 тысячи. Мне предложили издать этот разговор в виде книги. Я собрал самые интересные вопросы и ответы, разбил их на шесть тем, отредактировал, потому что это не протокол допроса, а книга, которая должна быть интересна современному читателю. Она выйдет весной 2020-го. Называться будет нескромно: «Быть Ивановым». До конца этого года я еще принимаю вопросы и отвечаю на них. Если такого вопроса мне еще не задавали, то вполне возможно, что он войдет в книгу.

О литературоцентризме
- Литературоцентризм будет жив, потому что литература – это вербальная основа всех искусств. Без литературы невозможно управление общественными потоками, IT-индустрией, потому что айтишники - это не те люди, которые знают программы, а те люди, которые знают стратегии. А стратегии всегда выражаются языком. Так что литература никуда не денется и по-прежнему будет важна.

О лингвоответственности и проблемах общества
- Есть такие профессии, в которых человеку нужно отвечать за те слова, которые он произносит, например - профессии учителя, врача, писателя. Но проблема нашего общества в том, что благодаря новым средствам коммуникации постепенно всеобщим убеждением становится то, что лингвоответственной профессии не существует. В соцсетях мы за свои слова не отвечаем, то есть можем говорить, что угодно и за это ничего не будет.
Это неприемлемо для человеческой культуры, потому что если люди не отвечают за свои слова, то слово обесценивается. Тем не менее, это убеждение начинает относиться и к писателям. Но как только это допускается, писатель перестает быть писателем, то есть он перестает рассказывать общезначимые истории, транслировать императивы и начинает рассказывать просто частные случаи. Это тот вызов, который интернет предъявляет нашей эпохе.

О посвященной Калининградской области книге 
- Когда я приезжал на «Библионочь», после вашего города поехал в Польшу и побывал в Мальборке, в замке рыцарей Тевтонского ордена (Мариенбург). Между Тевтонским орденом и нацистской Германией не просто смысловые параллели, а есть и сюжетные переклички: бегство верховного магистра Тевтонского Ордена из крепости Мариенбург сильно напоминает бегство гауляйтера Украины Эрика Коха из Пиллау. Сходство этих событий позволяет увидеть некие смыслы, которые историю для нас могут повернуть иной стороной, может быть, постмодернистской. 
Я попросил библиотеку, чтобы мне прислали сканы самых интересных книг о Балтийске. Больше всего мне понравились книги историка Сергея Якимова «Серебряный осетр в золотой короне» и «Хроника штурма Пиллау». Я понял, о чем буду дальше писать. И сейчас, когда снова приехал к вам, уже продумал сюжет и хотел посмотреть, как он располагается на местности. Попросил, чтобы Сергей Якимов провел мне экскурсию по Балтийску. Так я понял, какие еще новые сюжетные ходы у меня будут.

Об аудиосериалах
- Главная конкуренция сейчас идет за время, которое человек может посвятить тому или иному занятию. У современных людей мало возможностей для чтения, но остается много возможностей слушать. Литература двинулась в новый формат аудиосериала – это практически то же самое, что и аудиокнига, хотя несколько отличается по построению сюжета, то есть нужно соблюдать некий принцип сериальности для того, чтобы человек мог слушать частями. И надо писать иначе, так, чтобы текст был интересен именно на слух. Ничего страшного с художественным произведением от этого не происходит. Это определенный вызов писательскому ремеслу от нынешнего общества и времени. Свой роман я буду делать в этом формате. Он выйдет на платформе Storytel – это мировой лидер по аудиосериалам. 

О носителях смысла
- Писатель – это способ мышления, существования твоей личности. Писатель – это человек, для которого мир существует как текст. Представьте, что вы прирожденный фотограф, тогда весь мир для вас – это фотографии, которые вы можете сделать. Точно так же для писателя мир – это истории, которые он может рассказать.
Наша культура уже перестала быть логоцентричной, то есть слово не  единственный носитель смысла. Для нас этим носителем является картинка. Поэтому основные тренды в культуре задаются уже не литературой, а кино. Разумеется, придумывает эти тренды литература, но она превращает их в технологии, выводит на массовую аудиторию. Поэтому та страна и культура, у которой мощнее кинематограф, и задает тренды в культуре.

О свободе
Свобода – это вещь, которую ты приобретаешь в процессе социальной жизни. Она всякий раз добывается заново. В России свобода, к сожалению, не позволяет человеку занять более выгодное место в обществе. Предположим, вы устраиваетесь на работу секретаршей губернатора: у вас прекрасная зарплата, машина, соцпакет, вы можете делать все, что угодно, но только вы - рабыня губернатора. То есть отсутствие свободы конвертируется в жизненные блага. У меня, наоборот, наличие свободы конвертируется в жизненные блага, то есть, когда я свободен, то пишу интереснее, зарабатываю больше. Жизнь в Европе настроена на то, что чем человек свободнее, тем у него в жизни больше шансов. В России не так: у нас нужно кому-нибудь успешному отдать свою свободу – тогда у тебя будет больше шансов на благополучие. Это большая проблема в России, но проблема не сегодняшнего дня. Еще Фёдор Достоевский в «Братьях Карамазовых» говорил, что главный русский вопрос звучит так: «Кому отдать свою свободу?»

Иванов-писатель.jpg

Маргарита Боронина, фото автора

поделиться
опрос 14 ноября 2024

Красная икра за год подорожала в два раза. Вы будете покупать этот деликатес на новогодний стол?

26