или Зарегистрироваться
Общество
837
0
27 ноября 2019

Юрий Грымов: «Управлять культурой – это абсурдно»

Известный режиссер считает, что у нас нарастает диктат продюсеров и государства
Сегодня трудно удивить кого-либо тем, что действия и мысли персонажей фильмов и пьес трактуются с точки зрения психоанализа. В мировом кинематографе и театре фрейдистский подход к событиям и характерам – нормальное многолетнее явление. 
На отечественной театральной и киностезе одним из пионеров психоанализа стал режиссер Юрий Грымов. Этот постановщик снискал репутацию человека радикальных взглядов и нетривиальных суждений. В Калининграде Грымов представил местным театралам два спектакля – «Матрешки на поверхности земли» (16+) и «Ничего, что я Чехов?» (16+), посвященный легендарным актерам и супругам. 

Красная рубаха с 16 карманами

– Юрий, об актерех Михаиле и Ольге Чеховых, к сожалению, вспоминают не часто. Что побудило вас обратиться к посвященной им пьесе?
– Начну издалека. Я театром покорен с детства. До сих пор помню знаменитый спектакль «Синяя птица» (6+). На меня сильное впечатление произвели образ и костюм Сахара. Он как-то удачно ломал пальцы – трюк такой. В общем, запало мощно… 
И Михаил Чехов, и Ольга Чехова – символы театра. Мне довелось с ними встретиться, и я был совершенно счастлив. Ольга прожила невероятную жизнь. Она познакомила Гитлера с Евой Браун, работала на три разведки, была на допросах у Берии. Неоднократно оказывалась на краю гибели и неоднократно возрождалась из пепла, как птица Феникс, вопреки всему. В нашей постановке это не идолы, а живые люди, которые могут выпить, влюбиться, похулиганить. И для меня это важно и ценно. 

– Ваша биография впечатляет виражами: работа на автозаводе и в Театре моды Славы Зайцева, реклама, режиссура. И подозреваю, что это далеко не все…
– Конечно, не все! Еще и молокозавод, и армия, и типография. И стриптизом занимался. Много чего… Молодой парень, работающий на автозаводе, шил себе шмотки и ходил в красной рубахе, на которой было 16 карманов. Мне родители разрешали все. Я перекрашивал стены в квартире, менял мебель. С двадцати лет трудился в конструкторском экспериментальном бюро, и там меня научили работать руками по дереву, пластилину. У меня была фиолетовая комната, в которой с потолка свисало белое дерево. В общем, уже тогда был концептуалистом.

Прививка Рерберга

– Не все разделяют то, что вы делаете. Как вы к этому относитесь?
– Спокойно. Может быть, потому, что я никогда не имел больших карьерных поползновений, довольствовался тем, что имел, а к собственной персоне не относился с трепетной серьезностью. Кроме того, никогда не выстраивал жизнь вперед и не мог даже предположить, что буду руководить театром и снимать кино. 
Но настал момент, когда мне стало тесновато в тех рамках, в которых я находился. Тогда-то прививку кино мне сделал оператор Тарковского Георгий Рерберг. Парадокс в том, что я загорелся идеей съемок в начале девяностых, когда кино практически исчезло. Это было время, которое я назвал бы американскими горками. Вверх, вниз, потом полетели, потом всех развернуло, потом кого-то стошнило. И всегда панический страх вылететь из вагонетки. 

– Недавно я прочитала, что в кино вы разочарованы.
– Этому есть весомые причины. Кино сегодня стагнирует, и есть ощущение, что мы присутствуем при закате кинематографа как явления. Фильмы снимаются либо патриотически заказные, либо это кино для слаборазвитых подростков. Детское кино просто исчезло как вид. Стал нарастать диктат продюсеров плюс диктат государства, которое финансирует любимых и обходит неугодных. А чиновник не должен управлять культурой – это абсурдно. Единственный фильм, который впечатлил меня в последнее время, это «Джокер» (16+). Изумительная лента – абсолютный приговор нашему обществу.

Поход от обратного

– Вашим кинодебютом стала «Муму» (12+). Почему пал выбор на произведение, покрытое хрестоматийным глянцем?
– Я пошел от обратного. В ту пору все поголовно кинулись снимать кино про бандитов и про ментов – именно про ментов, а не про милицию. А это сочинение давно привлекало мое внимание. Это разрывающая душу история про одиночество, а прообразом барыни стала мать Тургенева. Именно историю про одиночество я и рассказал.

 – Сейчас вы репетируете «Войну и мир» (16+). Эту эпопею сложно вместить в рамки двух- и даже трехчасового спектакля. Наверняка акцент вы делаете на неких ключевых моментах. На каких?
– Я это произведение давно хотел поставить. Действительно, к нему приклеилось слово «эпопея». И хотя постановка повествовательно соответствует всей книге, эпичности в ней не будет. А ключевым соображением стали мои мысли о взаимоотношении полов. Кстати, эти же мысли легли в основу моего фильма, тоже сделанного по роману Толстого. Это «Анна Каренина – интимный дневник» (16+). Ведь конфликты, которые есть в романе, актуальны и сегодня: женщина и предрассудки общества, ценность семьи и искушения. 
И что делает с женской психикой перманентное состояние истерики. Еще одна вечная проблема, которую Толстой описал первым в русской литературе: наркозависимость. Как мы помним из текста, Каренина не один год успокаивала душевную тревогу при помощи морфия. А это было саморазрушение, которое в итоге привело ее к гибели.

– Ваш спектакль «Нирвана» (16+) тоже о саморазрушении кумира?
– Секс, наркотики, рок-н-ролл – все это в изобилии было в жизни вокалиста культовой группы «Нирвана» Курта Кобейна. Яркий человек с трагической судьбой. Он нигде не мог найти спасения от наркотиков. Кортни Лав его любила, но спасти не могла. Его убило не ружье, а героин. Я уверен: он создавал шедевры не благодаря наркотикам, а вопреки. Я знаю громадное количество бездарных наркоманов…

– Когда-то вы привозили в Калининград спектакль «Дали» (16+). У меня сложилось впечатление, что судьба гениального сюрреалиста тоже представляется вам драматичной…
– Сегодня Дали был бы, на мой взгляд, гениальным рекламщиком или делал бы заставки для музыкальных каналов. 
А спектакль – о мифе, который создал о себе король сюрреализма. Вся его жизнь – спектакль. Постановка об игре, о смерти, любви и страхах. Он боялся быть неталантливым, нелюбимым, но и любимым тоже боялся. Боялся жить и боялся умереть. Страх был самым мощным его двигателем и разрушителем. И, мне кажется, это актуально для большинства…

Справка «СК»
Юрий Грымов родился в 1965 г. Режиссер театра и кино, сценарист, продюсер. Служил в артиллерийских войсках. После армии работал на заводе «АЗЛК», демонстрировал одежду в центре моды «Люкс». В середине 2000-х окончил Институт истории культур по специальности «культурология». Снял около 600 рекламных роликов. В 1998 г. состоялась премьера первого полнометражного художественного фильма «Муму». Художественный руководитель студии «ЮГ» и театра «Модерн». Член Общественной палаты Московской области, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».


16-7D9A2232-(3).jpg
Кино- и театральный постановщик Юрий Грымов – один из признанных пионеров жанра психоанализа на отечественной сцене 

фото из архива героя публикации 
цитата
,
:
, :
Есть ощущение, что мы сейчас присутствуем при закате кинематографа как явления

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3