или Зарегистрироваться
Общество
1333
0
14 июня 2019

Франческ Арагал: «Калининград – компактный город, ориентированный на людей»

Эксперт из Барселоны убежден, что создание комфортной и безбарьерной среды базируется на массе мелочей
На прошлой неделе в Калининграде побывал ведущий специалист по доступной среде в Европе Франческ Арагал. 
Цель приезда испанского эксперта, сделавшего безбарьерной Барселону, – поделиться с общественниками и чиновниками знаниями и навыками. Своими впечатлениями от Калининграда и советами урбанист поделился с корреспондентом «СК». 

Сделать мир дружественным

– Господин Арагал, я читала, что ключевым моментом вашей деятельности вы считаете глубокое изучение эргономики. Могли бы вы прокомментировать ваш интерес к этой науке? 
– Наши отношения с окружающим миром не ограничиваются любованием его красотой. Важно, чтобы этот мир был для нас дружественным и комфортным. Именно поэтому сегодня дизайн тесно переплетается с эргономикой. Эта замечательная наука нацелена на то, чтобы, проживая в окружающей нас среде, мы сохраняли хорошее здоровье, чтобы настроение повышалось, а утомляемость понижалась. Идея сделать мир дружественным увлекала меня с молодости. 

– Именно поэтому в вашу жизнь вошла идея создания безбарьерной среды?
– И поэтому тоже. Но была и иная причина. Ведь жизнь непредсказуема, и то, что было для нас абстракцией, может однажды стать реалией. Случилось так, что во время подготовки Барселоны к Олимпиаде я влюбился в коллегу. Мы поженились, и у нас родилась дочка с большими проблемами со здоровьем. Она ушла из жизни в 21 год. В общем, как вы поняли, создание безбарьерной среды для людей с проблематичным здоровьем для меня не умозрительная идея…

  – Вы готовили по своей части к Олимпиаде Барселону, а затем Сочи. Какие заметили различия?
— Когда я приехал в Сочи, объекты еще только начинали строиться. Было очевидно, что в общую идею осмысления города это строительство не вписывалось. А в Барселоне в процессе подготовки к Олимпиаде была изменена вся инфраструктура.

Три правила урбанистики

– Какое впечатление произвел на вас наш город? 
– Потенциал Калининграда высок. А это далеко не обо всех городах можно сказать. Меня впечатлило посещение вашего Балтийского федерального университета. В этом учебном учреждении явно учтены интересы людей с ограниченными возможностями – есть и адаптированный для них отдельный вход, и электрические пандусы. Замечательно, что в Музее янтаря есть специальный лифт для маломобильных людей. Общее впечатление: Калининград – это компактный город, ориентированный на человеческие интересы. В этом отношении я мог бы сравнить ваш город с Таллином. 

– Насколько ваша практика в огромной Барселоне применима к нашему компактному, как вы его определили, городу?
– Я уверен, что создание безбарьерной среды в городе зависит не от его размеров, а от соблюдения трех правил. Во-первых, все, что делается в городе, должно уже на уровне проектирования адаптироваться под интересы всех его жителей. Во-вторых, то, что уже построено, нужно достойным образом поддерживать. В-третьих, необходимо выявлять проблемные участки и составить план изменений. Причем в разработке таких планов обязательно должны участвовать жители города. 
А еще необходимо учитывать, что масса проблем таится в мелочах. 

– Давайте об этих мелочах поговорим подробнее.
– Пандусы возле жилых домов и административных зданий нужно строить не с крутым углом наклона. И тогда не понадобятся поручни, люди смогут подниматься и спускаться без них. Другая важная мелочь – комфортный режим работы светофоров. Зеленый свет должен гореть ровно столько времени, за которое может перейти дорогу любой, в том числе инвалид. А по моим наблюдениям, красный свет на многих светофорах горит дольше, чем зеленый. То есть явный приоритет отдается интересам водителей, а не пешеходов. А это неправильно. 
В Калининграде, как и в Барселоне, нередко встречается булыжное покрытие мостовой. Только в Барселоне поверх брусчатки положены асфальтовые дорожки для того, чтобы могли комфортно себя чувствовать люди на инвалидных колясках при переходе улицы. Из-за булыжной поверхности в прекрасный Музей янтаря достаточно сложно попасть людям с инвалидностью. Поэтому покрытие на входе в музей нужно сделать более гладким. 

– Кстати о покрытии. Насколько мне известно, вы с коллегами придумали формулу принципиально нового покрытия для тротуаров и проезжей части.
– Идея пришла так: мы изучали минералы и спекали их с бетоном. В результате мы пришли к выводу: в рекордно короткие сроки, за какие-нибудь полчаса, получается материал, который природа создавала бы тысячи лет! Служит это покрытие полвека. Вдобавок на нем невозможно поскользнуться. А стоит оно вдвое дешевле асфальта. 

Что обязаны помнить чиновники

– Будете ли вы продолжать сотрудничество с калининградской организацией «Ковчег»?
– Роман (Роман Аранин – председатель региональной общественной организации инвалидов «Ковчег». – Прим. авт.) намерен встретиться с правительством Барселоны и обсудить вопросы сотрудничества наших городов в развитии безбарьерной среды. А я с радостью окажу всемерную поддержку. 

 – Что бы вы рекомендовали городским властям при создании безбарьерной среды?
– Власти должны компенсировать бизнесу затраты на создание безбарьерной среды. Например, в Барселоне власти компенсируют от 40 до 60% расходов предпринимателям, которые адаптируют город для всех его жителей. И для государства это выгодно: город становится удобнее, а при этом траты социальных служб на организацию ухода за инвалидами сокращаются. Еще один пример рационального подхода: в Барселоне на важные детали городской среды идет около 6% средств, которые удалось сэкономить при строительстве дорог. 
Но главное вот что – от инвалидности не застрахован никто. Сегодня ты здоров и энергичен, а завтра можешь стать немощным и зависимым от массы мелочей, которые игнорировал раньше. И об этом должны помнить все чиновники, облеченные властью. 

Справка «СК»
Франческ Арагал родился в 1960 г. в Барселоне (Испания). Окончил Институт искусств. Урбанист с почти 30-летним стажем. Главное его достижение – создание безбарьерной среды в Барселоне при подготовке к Олимпийским играм 1992 г. Был главным экспертом по доступной среде при проведении Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г. Автор более 300 проектов дорог, зданий, парков, стадионов, супермаркетов и музеев по всей Европе, в Арабских Эмиратах и Сингапуре. 

IMG_0759.jpg
Франческ Арагал: «Важен и режим работы светофоров. Зеленый свет должен гореть столько, чтобы дорогу успел перейти инвалид» 
цитата
,
:
, :
Все, что делается в городе, должно уже на уровне проектирования адаптироваться под интересы всех его жителей 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

1