или Зарегистрироваться
Общество
1378
0
06 февраля 2019

Молодые архитекторы – за трамваи и пешеходные зоны

В рамках образовательной программы калининградцы посмотрели города России и Европы и в итоге родили свои идеи
Осенью в России стартовала уникальная программа: ее цель — помочь архитекторам и другим причастным к городскому благоустройству специалистам менять то, что нас с вами окружает, к лучшему. 
Для того чтобы появлялись идеи, нужны опыт, насмотренность, а потому для участников программы «Архитекторы.рф» организовали четыре месяца лекций, воркшопов, тренингов и вебинаров, исследовательских поездок по городам России и четырем странам Европы. Итогом стала разработка собственных проектов для родных городов. Участники из Калининграда – журналист, урбанист Яна Мерцалова и архитектор Михаил Никоненко – рассказали корресподенту «СК» о своем опыте.

Без рыночного шика
– Нас разбили на команды, каждому участнику программы досталось путешествие в два-три российских города. По Европе — в Берлин, Роттердам, Копенгаген и Барселону – мы уже ездили все вместе, – рассказывают земляки. – Встречались с властями, командами архитекторов и городскими активистами, ходили в профильные университеты.
В российском турне Яне выпали Якутск и Владивосток, а Михаилу — Екатеринбург, Новосибирск и Пермь.
– В Перми запомнился музей современного искусства «Permm»: он не просто работает как площадка, а активно вовлекает жителей. В Екатеринбурге – группа «Подельники» активистки Полины Ивановой, которая занимается реконструкцией исторических зданий, – вспоминает Михаил Никоненко.
– Якутск, может, и не удивит архитектурой — из-за перепада температуры от -50 до +50 дома в основном одинаковые, на сваях. Но там, например, придумали, как скрыть трубы (из-за вечной мерзлоты они вынесены наружу), сделав их элементами благоустройства. Понравились экспериментальные крытые остановки — это отдельное отапливаемое помещение со стульями, малюсеньким кафе, электронным расписанием и онлайн-табло транспорта. Вообще в Якутске насыщенная культурная жизнь: проходят международные биеннале, развивается киноиндустрия, – делится впечатлениями Яна Мерцалова. – Во Владивостоке интересно, как бизнес работает с архитекторами: заводы, крупные предприятия заказывают проекты скверов и других общественных пространств – и их создают на высоком уровне, из качественных материалов и с идеями. В городе нет дизайн-кода, но предприниматели сами делают вывески на магазинах в похожей стилистике, сдержанно, без рыночного шика и яр-кости.

«Мелочи» жизни
В Европе примеров, о которых можно сказать «Нам бы так!», было еще больше. 
– Приведу лишь пару: в Берлине район, где проходила стена, разделявшая город на две части, развивается, появляются современные здания. Но историю сохраняют — получается город-музей под открытым небом. И это не только скульптуры, стенды с информацией, но и «мелочи» – памятные таблички – части мощеного тротуара, небольшие плитки с именами погибших людей и со свечами (их каждый день ставят жители) возле входов в подъезды, – рассказывает Яна. 
В Роттердаме и Копенгагене земляков порадовали развитая велоинфраструктура, водный транспорт и грамотное использование территории около воды. А какое разнообразие фактур, форм и видов плитки и камня, которыми мостят тротуары, отделывают фасады! Города хочется в буквальном смысле трогать, взаимодействовать с ними. 
– Интересно решают проблему парковок: в Роттердаме подземные уровни с машинами уходят вниз на 19 метров, хотя там, как и в нашем городе, хватает грунтовых вод, подводных рек и т. д., – делится калининградка. – Развита тема кооперативов, совместного использования пространств. Например, люди объединяются и строят дом — такой, как им хочется (недостающие средства под минимальный процент дает государство). 

Сшить лоскуты
Во время программы архитекторы из других регионов приезжали в Калининград. Многое понравилось, оценили новые идеи (то же «Парковое кольцо» – возрождение «зеленого пояса» вокруг центра). Но отметили и недостатки: город напомнил многим лоскутное одеяло, которое нужно «сшить» регламентами и новыми проектами. Как важный момент проговаривали специалисты и развитие берега напротив порта. 
Яна и Михаил поделились своими идеями для родного города. 
– Я предлагаю не убивать, а развивать трамвайную сеть. Это экологичный, безопасный вид транспорта, который способен вместить гораздо больше людей, чем автобус. Сейчас остался всего один маршрут, но, по моим расчетам, при определенных вложениях можно отремонтировать существующие пути, восстановить движение и сделать для начала три основных направления. Затем организовать остановки на островках безопасности (чтобы люди не бросались под колеса машин, как сейчас), закупить современные составы, построить новые пути и увеличивать количество маршрутов. В итоге в Калининграде появится полноценное трамвайное движение, – считает Михаил.
Яна хотела бы разобраться с движением в центре, сделать его более разумным.
– У нас есть пешеходные и веломаршруты, но они не связаны, а потому часто бессмысленны. Нужно сделать из них сеть. Кроме того, в центре важно ограничить скорость машин, организовать выделенную линию для общественного транспорта. Чтобы понять, работает идея или нет, а потом уже вкладывать серьезные деньги, можно применить метод тактического урбанизма: наносится временная разметка, ставятся временные объекты (кадки с деревьями, уличная мебель и т. д.) – и тестируется, удобна ли новая схема людям, – считает девушка. – Хотелось бы развивать и другой момент: центр перекрывают на День города, делают пешеходным, на улицы выходят мастера со своей продукцией — калининградцы в восторге. Почему бы не устраивать такое чаще?

Подробнее о программе и впечатлениях можно услышать на встрече «Городская среда» 6 февраля в 18.30 в арт-пространстве «Ворота», вход бесплатный.

04-В-Якутии-эксперимент---ставят-крытые-остановки-с-отоплением-и-другими-удобствами.jpg
В Якутии провели интересный эксперимент – здесь ставят крытые остановки с отоплением и другими удобствами для пассажиров

04-В-Роттерадме-впервые-в-мире-мост-построили-с-помощью-краутфандинга---деньги-на-него-собрали-горожане.jpg
В Роттердаме впервые в мире мост построили с помощью краутфандинга – нужную сумму денег на него собрали горожане

04-Во-Владивостоке-бизнес-заказывает-архитекторам-современные-проекты-общественных-пространств---получается-качественно-и-красиво.jpg
Во Владивостоке бизнес заказывает архитекторам современные проекты общественных пространств – получается качественно и красиво 

фото из архива героев материала

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3