О корнях и книгах
– Андрей Михайлович, как вы считаете, Калининграду с вами повезло?
– На такой вопрос самому отвечать неэтично. Оценку могут дать только жители города. Но я такой же, как и вы, просто занимаю нынешнюю должность. Завтра эта работа закончится, и я буду делать что-то другое в родном городе. Жизнь моей семьи прочно связана с Калининградом. Бабушка приехала сюда в октябре 1946 года и жила с детьми в здании будущей гостиницы «Москва». Два месяца она искала работу, пока наконец не нашла ее в военной части в будущем Приморье и стала печь хлеб. Можно сказать, что именно с темы переселения у меня появился интерес к истории края.
– Уже увидели свет две ваши книги – «Калининград-70» и «Легенды янтарного края». Вы никогда этим раньше не занимались.
– Знаете, если бы мне в 2011 году кто-то сказал, что я когда-то дойду до написания книг, я бы первый посмеялся и ответил, что мне есть чем заняться. Но все меняется и с возрастом, и в зависимости от общества, где ты живешь. У меня сейчас поменялись приоритеты и цели. Всех денег не заработаешь.
– Не все верят, что вы сами пишете...
– Мне все равно, кто верит или не верит. Конечно, есть помощники по сбору информации, я работаю с краеведом Николаем Чебуркиным, который переводит тексты из немецких источников. Моя же задача подать информацию, как это вижу я и чтобы было интересно и доходчиво. Следующую книгу «Прогулки по городу» планирую держать в руках уже в июле, а в сентябре презентовать. В первый том войдут 122 улицы. Сейчас художники создают карты каждой улицы со знаковыми объектами. Также плотно работаю с историко-художественным музеем, так как параллельно к 75-летию Победы собираю материал для книги «Герои штурма Кёнигсберга». Речь о 235 воинах, которые получили звание Героев Советского Союза за штурм Кёнигсберга.
– Все это занимает много времени. Где вы его находите?
– Прихожу на работу в 6.30 и до 9.00 работаю над книгами. Затем занимаюсь основными делами. Домой возвращаюсь в восемь вечера, прохожу ежедневно не менее 10 км и каждый раз – по новому маршруту. Сегодня, например, пойду через ул. Карла Маркса и Кутузова.
– Правильно, что ходите вечером. Разбитых тротуаров не видно в темноте...
– Поверьте, я знаю все разбитые тротуары в городе. Было бы у нас достаточно денег, все бы отремонтировали. Но могу обрадовать. Спасибо губернатору за помощь – в следующем году на ул. Леонова, Комсомольской и Красной отремонтируют тротуары. На последней сам бог велел: там почти все фасады уже приведены в порядок.
– А во сколько вам обходится издание одной книги?
– Миллионов семь, наверное.
– Это из каких доходов?
– Это мои накопления за работу в бизнесе.
О точечной застройке
– Недавно экс-мэр, ныне депутат Государственной Думы Александр Ярошук собирал брифинг, на котором сказал, что грешен, сильно застроили центр города. Есть проблема точечной застройки. Вы на себя такой грех берете? Вы же работали с ним бок о бок.
– Нет, не беру. У горсовета другие полномочия, повлиять на строительную сферу мы не можем. И с каждым годом у нас все больше забирают полномочий. Я вообще считаю, что этот термин придумали товарищи, которые с застройщиков пытаются вымогать деньги. Проблема не в точечной застройке, а в прибавке населения.
К примеру, в 2015 году мы ликвидировали очереди в детсады. А сейчас они опять есть! За три года прирост детей в городе составил 5600! А в школах – 10 000! Мы вынуждены каждые полгода корректировать план социально-экономического развития. Думаю, через два с половиной года у нас будет полмиллиона жителей. А последнюю школу построили пять лет назад. Никто не был готов к такому. Калининград привлекает жителей других регионов. Он сильно изменился. Это и приезжие видят. Мы, конечно, хотим жить лучше. И сегодня, в том числе благодаря строительной отрасли, набрали хорошие темпы для развития. И тьфу-тьфу, чтобы они не падали. В Испании, когда рухнул строительный бизнес, безработица выросла до 30 процентов.
– А нам есть куда развиваться?
– Есть. У нас остались свободные земли на Сельме до Окружной. Думаю, еще лет 20 будем подходить к своим границам, и предполагаю, что в нашу сторону идет Гурьевск. Мы бы приняли его к себе. Вы помните, что когда-то вместо Сельмы было поле, коровы паслись. А сегодня это развивающийся район.
– Но из Сельмы трудно выехать...
– Сейчас строят дорогу на ул. Гагарина через Московский проспект, Восточную эстакаду до конца доведут, сделают выезд с Артиллерийской. Будем что-то думать и с Сельмой. Сейчас дайте нам школу на ул. Рассветной построить, а то там ужас что творится. В новой гимназии вместо 1700 учится 2500 ребят.
– Конечно, стройте! Но там и поликлиники нет.
– Поликлиника там должна быть, безусловно.
Об освещении и тротуарах
– Читатели нам жалуются, что в городе темно. Вроде и фонари есть, но светят тускло.
– Мы ежегодно тратим большие деньги, у нас целая программа по развитию энерготочек. Считаю, что город стал намного светлее. А по поводу тусклости фонарей ответить не могу – у каждого свое ощущение освещенности.
– А тротуары? Из года в год власти наступают на одни и те же грабли. Для главных улиц – Нарвской и Пролетарской – выбрали подрядчика, а он не справился. Пришлось расторгать контракты. В итоге страдают люди. Город не большой, все недобросоветные компании известны...
– Есть закон, по которому город отторговывает конкурсы, и по-другому выбирать подрядчика нельзя. Выигрывает тот, кто предложил самую низкую цену контракта. Это борьба с коррупцией и против завышения цен. В этом году, какие бы ни были у нас подрядчики, все дворы сдали. Были, правда, проблемы с реконструкцией озера Летнее, но в положенные сроки уложились. Да, подрядчик сильно понизил сумму контракта. А потом признался, что не может за эти средства его выполнить! Звучит как бред, мы попали в плохую ситуацию, потому что город с невыполнением этого федерального проекта реконструкции попадал на огромный штраф. И мы, к сожалению, ничего с этим федеральным законом не можем поделать. Но таких ситуаций становится все меньше.
О транспорте
– Билет на проезд подорожал на 20%. Это много!
– Я надеюсь, что этого подорожания хватит на 2–3 года. Причем наша цена – самая низкая по всему Северо-Западу. А почему вы не говорите, что мы недавно отбили предложение повысить налог на имущество для бизнеса с 0,2 до 2,5%?
– Вы сами успели это озвучить…
– Депутаты отстояли на 2019-й прежнюю ставку. А по поводу транспорта, помните, раньше мы хватались за голову при упоминании МП «Калининградтеплосеть»? Мы это предприятие, как и прежде, дотируем, но уже в разы меньше. А сегодня все плохо в «ГорТрансе». Цена билета должна быть не 24, а 30 рублей! Но мы этого не позволили. В 2019-м дотации предприятию составят 877 млн рублей. Из них 350 млн – лизинг за 150 новых автобусов, 400 с чем-то млн – дотации МП, потому что оно само не может выйти из ситуации по зарплатам и т. д. из-за нехватки денег. Остаток в 100 с чем-то млн – это компенсация за проезд льготников. То есть предприятие даже не в ноль работает, а высасывает у нас все деньги, которые могут идти на развитие.
– Но ведь частники как-то работают и не просят так много…
– Это правда, но и зарплату они могут платить в черную. У нас ж все в белую. И именно налоговые отчисления съедают большую часть бюджета. Зарплата водителя высшей категории в «ГорТрансе» – 45 000 рублей, низшей – более 30 000. Но даже сейчас не хватает около 30 водителей. Ко мне иногда от горожан поступают просьбы, мол, оденьте работников в красивую форму. А в МП нам на это говорят, мол, денег нет вообще!
– При этом зарплата директора «Гортранса» Мухомора каждый год растет. Как это может быть на бедствующем предприятии?
– Если это укладывается в 4%, то это федеральное «инфляционное» требование. Мы должны выполнять. Если больше, то права на повышение нет. А с предприятием надо что-то делать. Для этого есть мэр, который уже вник во все дела и будет принимать кадровые решения. Я большую надежду возлагаю на внедрение электронных билетов, они сделают прозрачными все платежи и перевозки. Уйдет недопонимание, сколько ездит пенсионеров, льготников и т. д.
– То есть сегодня вы не владеете реальными цифрами?
– Честно признаюсь, я не уверен, что льготников ездит столько же, на сколько мы предприятие дотируем.
– А кондукторы исчезнут с введением электронных билетов?
– Нет. Просто люди будут им платить через терминал. Если использовать оплату через считывающие устройства на входе, автобусы будут долго стоять на остановках.
О карьере
– Вы в политике давно. Судя по вашей биографии, вы не раз резко меняли сферу деятельности. Продажи, ресторанный бизнес, строительный… Будущее связываете с горсоветом или уйдете?
– Как у депутата у меня есть обязательства до 2021 года. Дальше пока не планирую, потому что в этой работе есть как плюсы, так и минусы. У меня семья, и не одна. И перед всеми детьми у меня есть ответственность. Даже с младшей дочкой вижусь лишь в выходной. Раньше общались чаще, и я хорошо понимаю, что это большая проблема для меня как родителя.
– А работа не приелась?
– Я посчитал, что каждым видом бизнеса я занимался по 7–10 лет. Потом глаза потухают. Вот сейчас нашел увлечение в книгах. Но, думаю, этого хватит еще на лет пять. В 2021-м будет
8 лет, как я председательствую в горсовете. Думаю, это уже критический срок.
– Мэром или губернатором хотите стать?
– Нет. Меня все устраивает. Я на земле, общаюсь с людьми. Плюс взял нагрузку – создал общественную организацию «Родной Калининград», где мы 5,5 года помогаем горожанам пополнять багаж знаний в сфере ЖКХ, решаем другие вопросы.
– Вас люди за время работы не стали раздражать? Ведь большинство, наверное, ругают.
– Если бы не чувствовал отдачи, обратной связи, может, и не пошел бы на второй срок. А к критике надо относиться с пониманием. Но откровенных хамов в соцсетях, конечно, отправляю в бан. Если ты попросился ко мне в друзья, то и веди себя как друг.
– Сколько у вас подписчиков?
– В «ВКонтакте» 32 тысячи друзей, в «Одноклассниках» – 29 тысяч, и число растет. Просто люди видят, что я им отвечаю, где-то помогаю.
– Для кого-то, кроме семьи, в Новый год были Дедом Морозом?
– Обращаются за помощью многие и не только из Калининграда. Но всем помочь не получается. Зато до Нового года успели отвезти 40 подарков в социальный приют на ул. Тургенева. С этой просьбой на меня вышел папа, чей ребенок занимается в студии, и они должны были ехать в приют с концертом. А без подарков идти на праздник не хотелось. Еще у меня есть традиция в трех школах своего бывшего округа по итогам полугодия лучшим ученикам выдавать именные стипендии. Под конец 2018-го таких было 27.
– Так у вас же депутатский фонд есть.
– Его у наших депутатов уже несколько лет как нет. Все давно приобретаем за свои.
О сугубо личном
– Вопрос на засыпку. Вы знаете, сколько стоят куриные яйца?
– Наверное, 150 рублей? Нет? Я предпочитаю есть в кафе.
К пятидесяти годам понял, что по натуре консерватор, и если мне где-то понравилось, цена и качество соизмеримы, буду туда ходить. А если нет, никогда больше не зайду. Я прихожу на работу к 6.30, а в восемь утра иду в кафе на первом этаже мэрии и заказываю кашу с чаем.
– Если заговорили об администрации, то в этом году все с удивлением узнали, что вашей семье принадлежит часть здания. Как вы его купили?
– Воспользовался федеральным законом, который позволил бизнесменам выкупать площади, что ранее были в аренде более трех лет. Здесь нет нарушения. Сегодня они в собственности у АО, которое отдает их в аренду.
– А за сколько купили?
– Сумму не назову, но, поверьте, ни одно помещение в Калининграде не покупалось за такие деньги. Все ушло в казну города.
– И про детей. Ваш старший сын в Испании...
– Антон окончил теннисную академию и учится на третьем курсе университета в Барселоне. Перед ним стоял выбор – учиться или идти в профессиональный спорт. И я рад, что он выбрал учебу. Парню 21 года, а у него уже спина больная. Но академия много ему дала. Во-первых, научила самостоятельности. В 13 лет он поехал на вольные хлеба без знания языка. Сегодня свободно говорит на английском и испанском и учится на факультете «Финансы и банковское дело». Но я лелею надежду, что он вернется в Калининград, тем более что сейчас занимается стартапами в It-сфере. В Испании также живет средний сын. А все дочки – в Калининграде. Старшей 27 лет, она окончила БФУ им. И. Канта и работает на одном из семейных предприятий. Младшей 10 лет.
– Были ли в вашей жизни какие-то стрессовые ситуации?
– До армии я 11 раз болел воспалением легких. Как застудили в годик, так и пошло что-то не так. Мне выпало служить в Туркменистане, довелось участвовать в выводе советских войск из Афганистана. И я думал, как же мне не повезло. А потом оказалось, что смена климата в течение двух лет благотворно повлияла на здоровье. С тех пор я не болел ни воспалением легким, ни бронхитом. Хотя должен сказать, что климат в нашей области с его влажностью не всем подходит. Здесь сложно жить.
– Поэтому городским власти нужно создавать здесь комфортную для жизни среду.
– Полностью с вами согласен!
Справка «СК»
Андрей Кропоткин родился 5 января 1969 г. в Калининграде. Учился в школе № 18, затем в КМУ на радиоинженера и в градостроительном колледже. Службу в армии проходил в 1987–1989 гг. в Туркменской ССР. Работать начал в1986 г. учеником телемастера в ЗАО «Экран». Затем продавцом и менеджером по продвижению российско-японского СП «Электрик Плаза «Hitachi». В 1995 г. открыл первую в регионе фотостудию «FUJI». С 1999 по 2013 г. – гендиректор ООО «МАГ», «Тута Строй», ЗАО «Тута Групп». На данный момент бизнес находится в управлении третьих лиц. В 2006, 2011 и 2016 гг. избирался в горсовет депутатов Калининграда.
В 2013 г. избран председателем горсовета 5-го созыва. С 2016 г. – председатель горсовета 6-го созыва. Воспитывает четверых детей.
Андрей Кропоткин: «На работу прихожу в полседьмого утра, занимаюсь информацией для новой книги, а с девяти утра начинаю работать с городскими проблемами»
Принимать выполненный подрядчиком капремонт приходится в разных условиях. Например, так, согнувшись в три погибели
Житель дома – Андрею Кропоткину: «А еще мы мечтаем о новой детской площадке»
поделиться