Рабочие МБУ «Гидротехник» крушили, раздирали ее на части, не поддаваясь на уговоры подождать два часа и дать предпринимательнице увезти павильон на другое место. («СК» подробно писала об этом в статье «За снесенную палатку заплатят горожане?»)
Тогда многие были возмущены. Покупатели – которые многие годы отоваривались у Людмилы Михайловны на привокзальной территории и не имели к ней претензий. Представители правительства области – которые буквально за день до разгрома собирались вместе с чиновниками городской администрации в одном кабинете, чтобы мирно решить ситуацию Людмилы Соловьевой: в течение 24 лет она торговала на привокзальной территории, а в 2016 году ее палатка вдруг оказалась исключена мэрией из схемы размещения нестационарных объектов торговли и с тех пор стала незаконным самостроем. Предпринимательница тогда не уступила, начались суды. Но прибывшие в апреле 2017-го представители МБУ «Гидротехник» в считанный час сломали все – и павильон, и веру в справедливость, и, можно сказать, саму жизнь Людмилы Соловьевой. В одночасье вдова осталась без средств к существованию и бизнеса, которым она занималась половину своей 46-летней жизни.
Нашли доказательства
Есть такое выражение: «Ничего личного!» Это когда сделал по указке гадкое дело, а потом пошел домой, к своей семье, чтобы уже там быть примерным. А то, что все было именно так, сейчас пытается доказать калининградский юрист Олег Гавриш.
– Палатка была снесена, как я считаю, незаконно, – говорит Олег Гавриш. – Дело в том, что еще полгода назад на сайте администрации появился график сноса незаконных объектов, в том числе павильона Людмилы Соловьевой. Все это время мы в суде пытались отстоять ее право торговать на том же месте, где она вела бизнес почти четверть века. В связи с этим напротив адреса ее объекта на сайте администрации стояла пометка, мол, снос отложен до принятия судебного решения. А в случае чего работа по сносу продолжится в мае 2017 года. Но рабочие «Гидротехника» снесли павильон уже в апреле!
По словам юриста, на днях он подает в суд на действия предприятия.
– Еще в 2016 году распоряжением главы Калининграда Александра Ярошука на «Гидротехник» возложили функции по сносу. Сделано это было без проведения конкурса, что незаконно, – говорит юрист. – К слову, в начале августа Ярошук отменил свое распоряжение с формулировкой, что на подобные работы организация должна назначаться на конкурсной основе. Считаю, что «Гидротехник» не только снес павильон раньше срока, но и не имел на это права. В суде будем требовать вернуть павильон в прежнем виде на прежнее место. А Людмила Михайловна увезет его куда пожелает.
Что происходит сегодня, если заглянуть на территорию у вокзала? Напротив снесенной палатки Соловьевой выросла такая же. А на бывшем месте торговли Людмилы Михайловны несколько месяцев... пылится микроавтобус на спущенных шинах. Также, по рассказам пользующихся пригородным сообщением, здесь нередко стоят машины, с которых продают польскую продукцию. И это в центре, в двух десятках метров от вокзала.
– Сейчас и бизнес-обмудсмен, и представители правительства области ищут для Людмилы Михайловны место где-то рядом с прежним, где она может спокойно вести бизнес, – говорит юрист. – Ведь, кроме ее палатки, вокруг Северного вокзала ни овощей, ни фруктов не купить, – говорит Гавриш. – И много лет Людмила Михайловна обеспечивала эту возможность тем, кто пользуется пригородным сообщением, и тем, кто работает рядом. Делала это хорошо. Ведь не каждый человек способен на одном месте столько лет сохранять бизнес. И власти, наоборот, должны таким бизнесменам помогать. Мы же все понимаем, что без предпринимателей ничего не будет. Они не только платят налоги, дают работу другим, но и создают конкуренцию супермаркетам, что, в свою очередь, на руку покупателям.
Ищут, но закон такой
Бизнес-обмудсмен Георгий Дыханов вздыхает, когда мы обращаемся к нему по поводу Людмилы Соловьевой.
– На сегодня, если честно, нам мало чего удалось добиться, – признается Георгий Дыханов. - Ведь нашей задачей было найти Людмиле Михайловне место для работы рядом с предыдущем. Но сегодня закон у нас такой, что человек, который хочет торговать, должен выиграть тендер на приобретение места. Мы даже нашли такое и обратились в администрацию города. Но там нам справедливо заметили, что Соловьевой надо идти на общих основаниях, по конкурсу. И именно у вокзала места для торговли больше нет. Обратились мы и в РЖД. Там места для торговли определяли несколько лет назад, когда у Соловьевой было свое. Поэтому нам посоветовали отслеживать информацию, когда КЖД вновь объявит конкурс, и принять в нем участие, также на общих основаниях. Так что пока следим за ситуацией вместе с Людмилой Михайловной.
В случае чего поможем ей собрать документацию для участия в конкурсе.
Сама Людмила Соловьева и сегодня не опускает руки:
– Конечно, когда все случилось, у меня был шок. Спустя 25 лет тяжелой работы на улице – и в холод, и зной – я вернулась к тому, с чего начинала бизнес. Палатка была единственным источником дохода, а торговля фруктами и овощами – это что я люблю и умею делать. Кроме средств на пропитание, надо еще за снесенную палатку 200 тысяч (весь объект стоил 1 млн руб.) выплатить. Администрация предлагала мне места для торговли на окраине города. Но это значит начинать бизнес с нуля. Очень обидно. Я ведь никогда не искала легких путей и денег – не торговала ни алкоголем, ни табаком. Любила свое дело и годами нарабатывала клиентов.
А сейчас мне говорят, мол, места здесь для тебя больше нет. При этом палатки с шавермой или тому подобными на привокзальной территории появляются. Поэтому я очень надеюсь на помощь первых лиц правительства области.
Вместо палатки поселился брошенный микроавтобус