10:00

Жители Балтийска считают, что над ними и городом висит проклятие

Жизнь в большинстве приморских городов в последнее время кипит: 2016 год запомнится скандалом со «стаканом» в Светлогорске, бурным обсуждением застройки и судьбы исторических зданий в Пионерском. 
Не отстает и Балтийск: еще прошлым летом в прокуратуру и другие инстанции посыпались запросы о вырубке деревьев в прибрежной зоне, в конце декабря чуть ли не дракой закончились публичные слушания о застройке прибрежной зоны, на которых предлагалось изменить назначение более 40 земельных участков (мероприятие приостановили и перенесли на 6 марта 2017 года). По этой же теме на Рождество люди вышли на улицы с плакатами: они не хотят, чтобы у моря появились жилые дома. Журналисты «Страны Калининград» съездили в социально активный город и посмотрели, о чем спор.

Что-то пошло не так...
Балтийск всегда был проблемным. Хотя слова «всегда», наверное, не совсем подходит: годах в 1950–1960-х, по воспоминаниям жителей, все процветало. Порядок в основном держался на военных: улицы были ухоженными, здания — покрашенными, а в шикарном парке (если посмотрите на фото тех времен, согласитесь, что это не преувеличение) по выходным играл оркестр, пары кружились в танце. 
Романтическая картина, от которой не осталось и следа. Мы не раз писали о современном состоянии города: разруха, ямы во дворах и на дорогах. Но кого этим удивишь! Только с Балтийском особая история: здесь нет главного — будущего. По крайней мере, местные его не видят и между собой говорят, что над городом, наверно, висит проклятие. Сколько властей сменилось, а серьезных перемен нет. 
Вообще скандалов, связанных с этим городом, не счесть. Это и выборы 2015 года, когда партия власти «Единая Россия» не получила ни одного мандата в райсовете. И стройка «айвазяновского» детского садика на Гвардейском бульваре. Началось все с того, что место выбрали неудачное — бывшее немецкое кладбище. А потом еще и экс-замруководителя конкурсного агентства Валентина Айвазяна задержали за взятку, и контракт на строительство здания растор-гли. В итоге с опозданием на два года стройка завершилась лишь в декабре 2015 года. 
Но садик хоть сдали – в отличии от гостиницы (а точнее, первой очереди комплекса апарт-отелей) около моря, которая начала строиться еще в 2007-м и должна была завершиться в 2011 году. Увидеть, как все должно было быть, можно и сегодня — проект красуется на покосившемся заборе рядом с недостроем. Как и макет развития балтийского взморья с пешеходными бульварами, детским городком, фестивально-концертным залом на 1000 зрителей, открытым бассейном и великолепным променадом. Как говорится, что-то пошло не так...

Почти вся зарплата идет на коммуналку
В Балтийске нас встретил Сергей Дустин, один из местных активистов, экс-председатель общественной палаты Балтийска по вопросам ЖКХ. Вместе с ним мы посмотрели город и съездили в поселки Мечниково и Павлово.
– Сами сможете увидеть, что происходит с землей у моря. Схема давно известна: сначала рекреационные территории отдают в аренду, потом меняют назначение земельных участков на зоны, позволяющие жилую застройку, – говорит Сергей. – Лучше бы занялись наконец дюнами, которые наступают на город: песок движется к домам.
Картина везде одинаковая – заборы, стройка. Наш провожатый показывает участки чиновников и те, где здания вроде бы строятся без необходимых разрешений. 
– После митинга мы приняли резолюцию: требуем разобраться со всеми участками и запретить менять назначение земельных участков в этих зонах без экологической экспертизы. Администрация, кажется, впервые на нас отреагировала: жителей включили в согласительную комиссию для подготовки к будущим общественным слушаниям по вопросу использования прибрежных земель г. Балтийска. Посмотрим, что из этого выйдет. Хотя то, что в декабре администрация ликвидировала общественную палату по вопросам ЖКХ, которая была создана после очередных «бунтов» из-за огромных счетов за коммуналку, не обнадеживает.
То, что творится в городе с коммуналкой, мягко скажем, удивляет. Несколько жителей привели в примеры свои счета, показали квитанции: зимой за квартиру в 50–60 «квадратов» некоторые платят до 10 тысяч рублей. Для кого-то это почти вся зарплата или пенсия.
– За наш 61 «квадрат» зимой может выйти и больше 10 тысяч, из них 5–7 тысяч — только за отопление, – приводит пример пенсионерка Марина Велесюк. 
Сергей Дустин рассказывает, что счета с такими суммами — привычная картина.
– И это при том, что топят не всегда хорошо: людям приходится еще и обогреватели включать, еще 1–1,5 тысячи рублей набегает за электричество, – говорит он.
Причина в том, что все теплоснабжение замкнуто на котельную № 33, которая использует дорогой мазут. Плюс потеря тепла по дороге до домов и старые трубы в жилом фонде.
– Получается, что стоимость отопления за одну гигакалорию — почти 3,5 тысячи рублей, в пересчете за 1 квадратный метр это 50–100 рублей. Разница, по нашим наблюдениям, зависит от того, насколько старый дом, – рассказывает Дустин.
Говорят местные жители и о том (а на общение с журналистами охотно идут многие), что устали от разбитых дорог, отсутствия тротуаров и дворов с ямами, как после бомбежки. Из дома выходить не хочется.
– Аквапарк у нас хороший (хотя вокруг него — пустое неухоженное поле), еще Дом культуры работает. Но это все. Из общественных зон, куда люди гулять ходят, — городской парк, который никак не приведут в порядок, да мемориальный комплекс около вертолетной площадки. Там дорожки сделаны, лавочки стоят, – делятся жители Балтийска.
Что касается предпринимателей, то им, по словам горожан, живется несладко: торговля идет не слишком активно, денег у людей мало. Надежда на военных с приличными и стабильными зарплатами. Вот только, добавляют балтийцы с сожалением, такого, как раньше, активного участия в жизни города люди в форме уже не принимают.

Дом вместо детского сада
Заглянули мы и на пляж Балтийска: писали о нем еще до начала сезона (материал читайте на нашем сайте. – Прим. авт.). Отмечали, что нет никаких указателей, повсюду видны погнутые и ржавые остатки променада и бетонные развалины. Правда, есть парковки, спасательный пост, летом стояли биотуалеты и мусорные контейнеры, кабинки для переодевания. Общая картина заброшенности с тех пор не изменилась.
Отдельным пунктом нашей «экскурсии» стал поселок Севастопольский, или, как его называют в народе, «Камсигал». Сергей рассказывает, что с общественной палатой проводил опрос жителей поселка: среди главных проблем они назвали отсутствие дорог (в основном они грунтовые), то, что есть медпункт, но нет врача, аптеки, а маршрутки прекращают ходить в 20.00–20.30. 
– Еще у нас хотят отнять земли возле домов, которые выделили еще при советской власти под огороды. Здания в основном на одного-двух хозяев, многие еще довоенной постройки. Оформить в собственность эту землю не получилось, а теперь нам предлагают ее выкупать через аукционы, – говорит Юрий Казанцев, житель улицы Полтавской. – Наверно, хотят многоэтажки понастроить, но ведь мы утонем! Рядом залив, и, когда еще при Советах поставили две пятиэтажки, ближайшую к заливу улицу стало затапливать. А как с канализацией быть? Ее ведь до сих пор нет. А счета, кстати, приходят исправно, как и за места общего пользования, которые тоже отсутствуют.
Юрий показывает план застройки, по которому в поселке хотели поставить еще несколько десятков домов. Местные жители подали в суд, но еще до заседания 5 сентября 2016 года все отменили. Мужчина сетует, что ему, рыбаку, как и другим людям, далеким от сферы ЖКХ, приходится разбираться в тонкостях законодательства и постоянно за что-то бороться. 
– Все хотят землю. Уже лишили нас двух детских садиков: строят на их месте многоквартирные дома, а детей теперь во-зим кто в Балтийск, кто в другие поселки. Школу тоже начальную закрыли — здание пока пустует, но наверняка со временем признают аварийным и снесут, – говорит мужчина.
Рассказывают свою историю и педагог Любовь Маркитанчук с сыном Павлом, жители улицы Синопской.
– Прямо под окнами нашего немецкого дома — стройка. Когда она закончится, получится, что с двух сторон будет дорога, а до соседнего забора останется всего два метра. Сейчас их семь, тоже не много, но хоть есть, где дрова и уголь хранить (за зиму тратим больше 30 тысяч рублей, под газ разводку сделали, но когда он появится, неизвестно), белье сушить. А рядом еще строят многоквартирный дом на месте бывшего детского садика. Дошкольное учреждение долгое время принадлежало Минобороны, потом его передали на баланс муниципалам, перед этим отремонтировали, мебель завезли. Хорошее было здание, вот только внезапно его признали аварийным и снесли. Мы, конечно, со всем этим боремся, пишем во все инстанции. И сдаваться не собираемся, – констатирует женщина. 
Вот такой была наша поездка в Балтийск. Услышат ли этих жителей власти? Время покажет. Но сами они уже сильно в этом сомневаются...

Официально

Ситуация сложная
Мы хотели взять комментарий у и. о. главы администрации Балтийского муниципального района Людмилы Коточиговой, но, к сожалению, времени на короткий разговор с «СК» за несколько дней у нее так и не нашлось, как и возможности перезвонить. 
Зато ситуацию нам прокомментировал Антон Алиханов, врио губернатора Калининградской области. 
Напомним, что еще летом он удивлялся тому, что власти Балтийска не заявляются в региональные инвестиционные программы. А в декабре резко критиковал бездействие по поводу новой газовой котельной – соглашение с инвестором о строительстве не подписано.
– О сложной ситуации в Балтийске я, конечно, знаю. На новогодних праздниках ездил туда сам, походил по улицам (часто в выходные Алиханов сам садится за руль и инкогнито инспектирует разные уголки области, чтобы получить собственное представление о том, что слышит из докладов подчиненных. В одну из поездок он взял журналистов «СК» с собой – о том, что мы увидели в Советске, читайте на нашем сайте strana39.ru. – Прим. авт.). Нужно навести там порядок, сейчас это один из проблемных районов области. По застройке побережья: с 1 января разрешения на строительство будет выдавать уже не муниципалитет, а область, а мы планируем развивать наши 
города комплексно. 
Решим проблему и с дворами: хотим сделать региональную программу по ремонту дворов, где на рубль из муниципалитета и рубль от жителей будет идти несколько рублей от региона. Предложить людям набор готовых решений, чтобы осталось только проголосовать за свой вариант работ.
Стоит добавить, что, по сообщению пресс-службы правительства, 19 января этого года на заседании Ассоциации муниципальных образований Алиханов вручил Коточиговой юбилейную медаль «К 70-летию Калининградской области». Есть над чем поразмышлять.


Любовь Маркитанчук с сыном Павлом показывают стройку на месте бывшего детского садика, который сначала отремонтировали, мебель завезли, а потом снесли


Активист Сергей Дустин показывает многочисленные строительные заборы, которые растут возле моря


Пенсионерка Марина Велесюк: «Одна пенсия у нас с мужем уходит только на оплату дорогой коммуналки»


Юрий Казанцев из п. Севастопольский: «Землю около домов, наши огороды, хотят забрать. А поселок застроить»


Это строение возводят прямо на дюнах – до воды несколько сот метров


Гостиница – один из многолетних недостроев в Балтийске. На покосившемся заборе еще можно рассмотреть план, как все должно было быть красиво

Выбор редакции