В Железнодорожном обо всем говорят в прошедшем времени: было, стояло, работало. Гердауэн, так он назывался при немцах, почти не пострадал во время войны и, как говорят старожилы, очаровывал красотой: кирха, пивной завод и мельница, прекрасный центр со старинными домами и вымощенными улочками, орденский замок с конюшнями (он единственный был сильно разрушен). И все это в удивительном ландшафте с холмами, вековыми деревьями и большим озером. Так что весь поселок целиком – это многовековой памятник архитектуры.
– Мельница и пивзавод работали в советское время. Первая теперь обваливается, вся в дырах, а завод разобрали на кирпичи – уцелела только труба, – рассказала Лариса Малкова. – Еще у нас есть здание, похожее на дворец – с колоннами, парком. Раньше там был интернат, а сейчас оно заброшено.
Мы прогулялись к заводу: комплекс промышленных зданий принадлежит частному владельцу, и все, что уцелело, продолжают разбирать. Не лучше судьба и у мельницы: ее тоже выкупили. Хозяин строил планы, как восстановит здание и превратит его в гостиницу. Рядом организовал гостевой дом с кафе, баней. Но мельницу спасти одному оказалось не по силам – здание выставлено на торги. Кто знает, может, вскоре его тоже разберут на стройматериалы....
Кирха XIV века пока еще стоит. За время своего существования она была сильно повреждена три раза, но в 1920-х ее восстановили. После войны там размещался Дом культуры. Но за зданием не следили, оно прогнило и начало рушиться. Сейчас церковь закрыта решетками, хотя жильцы рядом стоящих домов говорят, что подростки все равно находят лазейки и взбираются на смотровую башню.
– У нас тут разруха, а ведь место красивое – мы с семьей однажды переехать отсюда хотели, но вернулись обратно. Нет лучше места, чем Железнодорожный, –продолжает Лариса Малкова.
Видимо, действительно что-то есть особое в этих местах: иначе как объяснить, что в поселке, где все обветшало и нет работы, много детворы и молодых мамочек с колясками.
– Я окончила медакадемию в Смоленске, работаю здесь детским врачом – все нравится, жилье дали. А так с работой сложно: мужчины ездят кто за 70 км в Калининград, кто в Москву и Питер, а жены с детьми ждут дома, – поделилась с нами молодая мама Рита Серебро.
Еще одна проблема, о которой говорят жители, – мусор. Местная коммунальная служба не справляется, горы отходов не вывозят неделями.
Радует, что по-прежнему работают Станция скорой помощи (она же амбулатория), Дом детского творчества, Дом культуры. В школе – радостное событие, долгожданный ремонт.
– Меняем окна, будем фасады красить. Жаль, что деньги поздно пришли: мы уже ремонты в классах сделали. Но это ничего, приведем снова в порядок, главное, что зимой тепло будет, – рассказала директор школы Эмилия Протченко. – У нас учится много детей, почти половина – из сел. Мечтаем о новом автобусе: у нас их два, один уже устарел.
Пока гуляешь по поселку, все время думаешь, как бы он мог выглядеть, приведи все в порядок. А пока тут надеются лишь на одно – строительство рядом погранперехода (об этом говорил губернатор). Вот тогда, рассуждают люди, может, на нас внимание обратят, денег выделят, и, глядишь, туристы поедут.
Официально
Игорь Демко, глава МО «Городское поселение Железнодорожное»:
– Я стал главой в июне этого года. Понимаю, что будет непросто: своими силами поселок не восстановить. Инвесторы пока Железнодорожным не особо интересуются, сейчас есть одно предложение, но и это только планы. Но мы не сидим сложа руки: хотим разобраться с водоснабжением – начали промывать скважины, планируем заменить водопровод, отремонтировать очистные. К 2018-му проведем газ. Есть возможность осуществлять грузоперевозки по железной дороге, но пока поезда идут транзитом.
Что касается двух старинных домов в аварийном состоянии в самом центре – они в частной собственности, и владелец должен начать реконструкцию уже осенью.
По мусору: у нас всего одна машина, да и та совсем старая, не справляется. Хотим приобрести новую – постараемся в текущем году или войдем в программу областного софинансирования в 2014-м.
Раньше в Гердауэн приезжало много гостей. Особой популярностью пользовалось озеро Бактинзее, где до XVIII века существовал четырехметровый плавающий остров.