К середине июля в области должна появиться рабочая группа, это начальный шаг к созданию Координационного общественного совета по увековечению памяти погибших в Первой мировой войне на территории нашего региона.
Тема воинских захоронений того исторического периода поднималась в последнее время не раз. В частности, с предложением провести на территории нашего региона паспортизацию всех захоронений Первой мировой и Великой Отечественной войн к губернатору Николаю Цуканову обратился главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.
Вслед за этим в Калининграде прошел «круглый стол», участники которого, во-первых, высказались за создание Координационного общественного совета по увековечению памяти погибших в Первой мировой, а во-вторых, предложили возглавить его Николаю Цуканову. Тот согласился.
Определяем направление
О том, нужен ли в области очередной общественный совет, корреспонденты «СК» поговорили с исполнительным директором Ассоциации поисковых отрядов «Память» Александром Будаевым. Он один из тех, кому предложено войти в состав рабочей группы по подготовке положения о совете.
– Рабочая группа, а вслед за ней и совет должны наконец решить, в каком направлении нам нужно двигаться в вопросе захоронений и содержания памятников Первой мировой войны, – говорит Александр Будаев. – Это обширная тема, которая к тому же требует не только больших сил, но и финансового обеспечения. Но сначала нужно выработать критерии для работы, подвести юридическую основу под деятельность и решить массу важных вопросов. Например, сегодня многие сохранившиеся захоронения находятся в уже недоступных местах. Что с ними делать? Перезахоранивать или благоустраивать на прежнем месте? Ведь создание мемориалов потребует подведения инфраструктуры. Всегда ли это разумно?
Около тысячи!
На госучете в области сегодня состоит 62 военно-мемориальных объекта того времени. 24 из них – воинские захоронения. Остальные – памятные знаки. Все они являются памятниками местного значения, и содержать их должны муниципалитеты. Между тем, по неофициальным данным и сведениям поисковых групп, всего в регионе насчитывается до 1 000 захоронений. Долгие годы их выявлением и уходом за частью из них занимались лишь энтузиасты, увлеченные историей.
– В пример хочу привести отца Григория из Нестеровского района, который уже несколько лет с единомышленниками занимается выявлением воинских захоронений на территории своего района и уходом за ними в меру сил, – говорит Александр Будаев. – Отец Григорий вышел на немецкую организацию, которая занимается воинскими захоронениями. И та передала список всех воинских захоронений на территории Восточной Пруссии, которые были у них учтены со времен Первой мировой. Это 50 листов с указанием мест, дат, числа захороненных, к какой армии принадлежали погибшие. Наша Ассоциация сейчас как раз занимается оцифровкой списков. Что делать с ними дальше? В идеале на каждое до этого неизвестное захоронение надо выезжать и обследовать. Ведь в списках часто указаны приблизительные места с ориентирами на несуществующие объекты. Скажем, в 200 м от кирхи. Затем, по идее, результаты исследований должны передаваться в правительство области, где могилу поставят на учет как воинское захоронение либо памятник культурного наследия.
Предполагается, что одним из первых проектов создаваемого совета станет разработка концепции работы с воинскими захоронениями. Документ объединит инструкции и рекомендации по выявлению и приведению в порядок объектов и закрепит принципы этой работы.
Поисковики собирают деньги на гробы для 50 воинов
Помощь сегодня нужна и в вопросе воинских захоронений времен Второй мировой войны. Поисковики постоянно отыскивают новые могилы. Одна из последних находок – у пос. Корнево.
– Еще в 2010 г. в нашу Ассоциацию обратился сын Александра Бескровного, погибшего в боях за Бладиау (Пятидорожное) в марте 45-го, – говорит Александр Будаев. – Примерное место гибели – севернее Корнево, где шли ожесточенные бои. Мы долго вели документальный поиск и наконец определили место могилы. Получили у властей Багратионовского района разрешение на перезахоронение погибшего в местном братском мемориале. А когда раскопали, то вместо одиночной могилы обнаружили братскую – на 50 человек. Оказалось, что после войны о могиле знали, а потом документы затерялись, и она исчезла с лица земли. В Подольском военном архиве сохранились списки сержантско-рядового и офицерского состава погибших и захороненных в том районе. Сейчас 50 мешков с останками, личными вещами (среди них две медали «За отвагу»: сейчас в Подольском архиве выясняют по их номерам данные о бойцах. – Прим. авт.) хранятся в военно-мемориальной группе БФ. Их теперь нужно захоронить, но в администрации Багратионовского района говорят, что у них нет на это денег. Нам бы хватило 10 гробов и камня с табличкой. Нужно порядка 15 тысяч рублей. Сейчас поисковики пытаются собрать эти деньги в своих рядах.
От редакции:
Если у вас есть желание помочь в этом вопросе – звоните в редакцию «СК» журналисту Ольге Саяпиной по тел. 66-80-38. А мы соединим вас с поисковиками.
Цитаты
Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов:
– Считаю, что в Калининградской области началась очень важная работа с участием всех уровней: власть, волонтеры, общественники. Раньше она велась только силами волонтеров и энтузиастов. Эта работа особенно важна для Калининградской области – единственной территории России, где проходили сражения Первой мировой.
Губернатор области Николай Цуканов:
– Понимая значимость темы, я принял предложение возглавить Координационный общественный совет по увековечению памяти погибших воинов. Совет должен стать органом гражданского контроля, площадкой для обсуждения и принятия решений. Особенно важна эта работа в преддверии 100-летия начала
Первой мировой и 70-летия Победы во Второй мировой. Общими усилиями мы создадим площадку, которая объединит общественников, все заинтересованные структуры.
Цифры
На госучете в области состоит 62 военно-мемориальных объекта времен Первой мировой. Из них 24 – воинские захоронения. Одно – немецкое, два – русские, остальные – с останками бойцов армий разных стран.
В июне областная служба гос-охраны памятников завершила экспертизу еще семи объектов.
В 2013 г. на подготовку сметной документации, ремонт и реконструкцию захоронений в бюджете области выделено 8,4 млн рублей, с учетом других программ – 11 млн руб.
По неофициальным данным, в регионе около тысячи воинских захоронений того периода.