Корабли на этой земле начали строить очень давно. По одним данным – в XVI веке, по другим – вообще в XV. Однако первые серьезные, большие верфи появились в Кёнигсберге лишь в середине XIX века.
В 1855 году фирма «Унион Гизерай» спустила на воду первый кёнигсбергский стальной пароход «Шнелль». «Унион Гизерай» строила суда до 1931 года, пока ее не проглотила фирма «Ф. Шихау», названная в честь своего основателя – Фердинанда Шихау, ушедшего в мир иной в 1896 году. Своими успехами «Ф. Шихау» во многом обязана инженеру Карлу-Генриху Циезе – зятю Фердинанда Шихау.
Историку Алексею Губину удалось выяснить, что Циезе – коренной москвич. Он в десятилетнем возрасте переехал в Германию. После смерти Шихау Циезе возглавил его фирму и начал активно сотрудничать с Россией. В частности, на верфях Шихау был в 1901 году построен броненосный крейсер «Новик».
Судьба его печальна. Во время русско-японской войны в жестоком бою «Новик» получил тяжелые повреждения и был затоплен экипажем в заливе Анива в августе 1904 года.
Примечательно, что завод практически не пострадал ни во время налета английской авиации в августе 1944-го, ни в результате штурма города в апреле 1945-го. Неудивительно, что уже 8 июля того же 1945-го Государственный комитет обороны СССР постановил организовать в Кёнигсберге судостроительный завод, который потом был назван «Янтарем».
С тех пор предприятие переживало разные времена. Успешными были 1960–1980-е годы. В 1990-е вместе с распадом СССР пришел кризис. Сейчас «Янтарь» возрождается, потому что появились заказы. Но одних заказов для возрождения мало. Нужны люди, которые хотят и умеют строить корабли. И с этим у «Янтаря» все в порядке. Настоящие корабелы там еще не перевелись. Этот фоторепортаж – о них.