Джеки и Мэтт Холл. Ему 41, ей 31. Судьба свела этих людей 13 лет назад. Они были волонтерами американского движения, которое помогало русским сиротам. Поездка в Калининград в 2002 году перевернула их жизнь. Тогда группа американцев доставила гуманитарный груз в Правдинский детский дом. Навстречу Джеки выбежала маленькая девочка, обняла ее за шею.
– Мы провели вместе несколько часов, малышка ни слова не понимала по-английски, я – по-русски, но между нами возникла какая-то невидимая связь, – вспоминает Джеки, – потом был год разлуки. Светлана не выходила у меня из головы. В 2003-м мы с Мэттом вернулись в Правдинск. За Светланой.
6-летняя русская девочка обрела новый дом и любящих родителей. Тремя годами позже у Светы появились два брата – 3-летний Даниил и 4-летний Костя, тоже калининградские сироты. Семья Холл жила в Арканзасе, в большом доме, дочь пошла в школу, мальчишки – в сад. Трое детей и налаженный быт не мешали супругам продолжать волонтерскую деятельность. Они по-прежнему приезжали в Калининград, навещали детдома, каждый раз уезжая с тяжелым осадком. Судьбы многих ребят, которых Джеки и Мэтт знали, были трагичны: один покончил собой, другой сидит, третий наркоман.
– Мы решили переехать в Калининград, чтобы помогать выпускникам детских домов, – рассказывает Мэтт. – В Америке тоже есть сироты, есть проблемы, но там работает масса организаций, которые подхватывают этих детей, дают путевку в жизнь.
В 2011-м семья Холл в полном составе переехала в Калининград. Свой дом они продали, вещи раздали. Здесь сняли квартиру, дети пошли в школу, а Джеки и Мэтт начали свою работу.
Деньги на руки не дадут, зато устроят на работу
Фонд «Пчелка» работает по программе «Начало пути», которую привезли из Америки супруги Холл. Нацелена она исключительно на выпускников детдомов. Джеки и Мэтт помогают единомышленники. Нашлись в Калининграде неравнодушные к сиротским проблемам. Такие как Наталья Чудакова и Юлия Трус – матери, при этом успешные юристы.
– Когда я познакомилась с Джеки и Мэттом, у меня внутри все перевернулось – почему американцы делают для наших сирот то, чего не делаем мы? – делится Наталья Чудакова. – Захотелось самой сделать что-то полезное. Моя задача – оказание юридической помощи. Дети выходят из учреждений и не знают, что им по закону положено, а многих эти вопросы не волнуют, они просто плывут по течению.
Цель фонда – не только помочь юридически, но еще и научить этих юношей и девушек ориентироваться в неведомой им жизни.
– Мы арендуем две квартиры, в которых пока живут восемь ребят, – говорит исполнительный директор фонда «Пчелка» Павел Казанцев. – Они покинули детские дома, свое жилье еще не получили либо из-за бюрократических проволочек, либо от собственной безынициативности. Кто-то из них осваивает профессию, кто-то отслужил в армии, кто-то уже работает. Мы учим их жить в социуме – стирать носки, варить кашу, общаться с людьми, чтобы через какое-то время выпустить в жизнь самостоятельными людьми с правильной самооценкой, со своими принципами, целями. Планируем снять еще две квартиры для девушек. Кроме того, под нашим крылом 50 выходцев из интернатов, помогаем что-то приобрести, собрать нужные документы и т. д.
На подмогу фонду пришли и волонтеры – молодые, перспективные калининградцы, ставшие для ребят наставниками. Они организуют их досуг, обучают английскому языку. В тупиковых ситуациях (а такие тоже случаются, когда парни срываются, уходят в запои или погружаются на несколько дней в мир компьютерных игр) выручают специалисты Центра психологической помощи детям подросткам. Тоже безвозмездно. Одна из калининградских аптек бесплатно помогает ребятам медикаментами: зеленка, бинты, анальгин.
Чиновники обещают подумать
Существует фонд на пожертвования американцев – в переводе на рубли выходит до полумиллиона в год. Добрую долю вносят Джеки и Мэтт: у них в Штатах бизнес, которым супруги управляют дистанционно. Но этого бюджета не хватает, чтобы помочь всем нуждающимся в помощи сиротам. Финансовой поддержки от местных представителей власти и бизнеса нет. Они принимают представителей фонда, выслушивают, обещают подумать, и на этом все. Деньги идут не только на помощь выпускникам детдомов, но и на поддержку учреждений для сирот. Недавно, например, в одном из правдинских социальных приютов закончился уголь, и «Пчелка» купила топливо на 30 тыс. рублей. Подопечным фонда на руки денег не дают. Так правильнее, считают в «Пчелке», нельзя культивировать потребительское отношение к жизни.
– Выпускница одного из детских домов получила от государства квартиру – «серый ключ», голые стены, даже раковины нет, – рассказывает Наталья Чудакова. – Купить даже самое необходимое не на что, ни профессии, ни работы у девчонки не было. Фонд выделил определенную сумму, купили сантехнику, мебель, бытовую технику. А когда Катя поделилась, что в будущем хочет открыть салон красоты, помогли с получением специальности. Она окончила курсы маникюра, устроилась на работу, сама себя обеспечивает, продолжает учиться теперь на бухгалтера. Мы за нее спокойны, девушка знает цену деньгам, умеет ими распоряжаться, у нее есть цель.
Джеки и Мэтт рано или поздно покинут наш город. Говорят, миссию посчитают завершенной, когда их дело подхватят русские. А пока работы непочатый край. И есть мечта – построить в Калининграде дом временного проживания для выпускников детдомов. Чтобы на первом этаже – центр юридической и психологической помощи, а выше — уютные квартиры…