Впервые за шестьдесят семь лет на морском побережье Балтийского моря в небо поднялся планер.
Последний раз такой летательный аппарат взлетал на территории Национального парка «Куршская коса» 18 января 1945 года – именно там, под поселком Рыбачьим, еще на территории Германии, находилась одна из первых в мире планерных школ.
В субботу, 11 августа, над дюнами снова пролетел деревянный безмоторник – точная копия планера 30-х годов ХХ века. За штурвалом – немецкий пилот, вице-президент международного клуба планеристов Vintage Glider Club Харальд Кемпер.
– Этот полет стал возможен благодаря многолетней дружбе между нашим Национальным парком «Куршская коса» и Международным клубом планеристов Vintage Glider Club, – рассказывает заместитель директора Национального парка Людмила Поплавская. – А ведь в 20-е годы прошлого века планеристы регулярно рассекали небо над дюнами. Летная школа располагалась под поселком Рыбачьим (Росситтен) – там мы планируем открыть музей планеризма.
Восемьдесят планеристов со всей Европы прибыли на Куршскую косу, чтобы принять участие в возрождении старейшей традиции полетов на планерах. С собой гости привезли две учебные модели Bookman Old Style и SG-38 Schulgleiter. Один из планеров они подарили Национальному парку.
– У нас уже есть два уменьшенных макета планеров, подаренные Национальному парку Vintage Glider Club в 2010 году, – рассказала Людмила Поплавская. – Уменьшенную копию самолета Kranich II, на котором поставил свои рекорды Фердинанд Шульц, в дар музею преподнес вице-президент Всемирного клуба планеристов Харальд Кемпер – он изготовил ее вручную. Теперь коллекция пополнилась настоящим ретро-планером.
Увидеть полет планера хотели многие – зрители заполнили все побережье около Рыбачьего. Большинство приехало с камерами и фотоаппаратами – такие кадры хочется иметь в архиве!
Чтобы авандюна не пострадала, легкую конструкцию поднимали в небо не совсем обычным способом.
– С помощью так называемых «резиновых собак», – пояснил тренер Калининградской школы планеристов Алексей Рассадкин. – На самом деле животные тут, конечно, ни при чем! Сильные мужчины бегут и тащат за собой на резиновых тросах планер, скользящий на одном полозе по песку. Короткий разгон – и деревянная конструкция взлетает вверх. А дальше уже дело техники, вернее, умения пилота поймать «волну» и скользить в потоках воздуха. Благодаря такому старейшему способу авандюны не разрушаются.
К сожалению, в день полетов ветер дул не в совсем нужном направлении. Это не позволяло планеристам показать все возможности аппарата. Рекорд первого дня полетов – всего 58 секунд. Но зато каких!
Это выступление винтажного самолета было, увы, единственным – полеты на косе не возобновят, а планер займет место в музее.
Справка "СК"
С 1923 года на Куршской косе вблизи Росситтена (ныне пос. Рыбачий) Восточно-Прусский союз воздушного движения начал проводить прибрежные планерные соревнования. На одном из таких соревнований планерист Фердинанд Шульц на планере собственной конструкции установил мировой рекорд по продолжительности полета – 8 часов 42 минуты 9 секунд. Так был заложен фундамент знаменитой Росситтенской планерной школы, которая в 1936 году получила статус имперской.