Калининградке Юлии Губиной пришлось доказывать в суде, что она не участвовала в аварии. Это удалось не с первого раза. В итоге Калининградский областной суд восстановил честное имя девушки, освободив ее от административной ответственности, которую посчитал незаконной.
Вызвали к следователю
Права на вождение автомобиля 23-летняя Юлия Губина получила пять лет назад, а вот обзавестись собственной машиной Мazda Xedos удалось только 1 ноября 2011 года. Спокойно же поездить она смогла лишь месяц.
– Уже 5 декабря мне позвонили родственники из Гусева (девушка там прописана, а живет и работает в Калининграде) и сообщили, что по месту регистрации меня разыскивают сотрудники ГИБДД, – вспоминает Юлия Губина. – А через три дня я должна была явиться в ГИБДД МРЭО на ул. Борзова в Калининграде. Конечно, недоумевая, по какому поводу меня вызывают, я пришла к следователю.
Там девушке сообщили, что 13 ноября 2011 года она зацепила автомобиль «Ниссан Максима», припаркованный на улице Леонова во дворе дома № 65, оставила на нем глубокие царапины и скрылась с места преступления.
– Мне дали почитать материалы дела. В нем действительно фигурировала такая же, как и у меня, вишневая Мazda, но номер машины был не мой! У меня М 2XX УО, а там М 2XX ОУ, – говорит Юлия. – Вздохнуть бы с облегчением, но не тут-то было… На все мои доводы по поводу номера и того, что вечером этого дня я была у друзей и ремонтировала им компьютер, мне сказали, что дело будет передано в суд.
Искали царапины
По словам нашей героини, ее машину никто не осматривал, экспертизы не проводил. Удивлению и возмущению Юлии, ее родственников, друзей и знакомых не было предела, все знают девушку только с положительной стороны.
– Она ни за что бы не уехала с места происшествия, – говорит Оксана Батоногова, коллега. Юля сразу же примчалась к нам за советом, она была в полной растерянности и не знала, что делать... Сначала мы с мужем предположили, что Юля могла не заметить, как зацепила другую машину, осмотрели ее автомобиль. Никаких следов повреждений не обнаружили и решили, что в милиции во всем разберутся, номера ведь не совпадают.
Наказание в подарок
– Суд назначили на 31 января, по иронии судьбы – это мой день рождения, но тогда я даже предположить не могла, какой «подарок» меня ждет. И все же сидеть сложа руки и просто ждать суда я не собиралась, – рассказывает Юля. – Обратилась к юристу за защитой (заплатила 20 тысяч рублей) и даже провела собственное расследование (девушка учится заочно на первом курсе юридического факультета). С друзьями мы нашли и сфотографировали во дворе дома № 65 на Леонова такую же, как у меня, машину с характерными повреждениями. Правда, номер у нее был совершенно другой (эти фото были приложены к делу), да и вообще в Калининграде машин, как у меня, с различными царапинами оказалось много. В суд со мной в качестве свидетелей пришли мои друзья, у которых я была в тот злополучный день, так что я надеялась, что все будет в порядке.
Но надежды Юлии не оправдались... Хозяйка «Ниссана» привела в суд свидетельницу, которая парковала свою машину в 23.00 13 ноября в этом же дворе и слышала какой-то скрежет. Женщина записала номер отъезжавшей машины «Мазда». И хотя номер, указанный свидетельницей, отличается от Юлиного порядком букв и изначально в объяснении хозяйки «Ниссана» от 14 ноября было указано, что свидетелей происшествия нет, суд Центрального района Калининграда вынес решение признать Юлию Губину виновной. Наказание – сутки административного ареста в спецприемнике дежурной части ОП № 3 УМВД по г. Калининграду.
Сняли отпечатки пальцев
– Наши заверения, что в момент предполагаемого ДТП Юля была у нас в гостях, суд не убедили, – говорит подруга и свидетель по делу Елена Чернявская, – видимо, посчитали, что мы просто ее прикрываем.
– На следующий день к девяти часам утра я пришла отбывать наказание, – вспоминает калининградка, – провожал меня в тюрьму и поддерживал как мог брат Владимир. – Состояние было ужасное, что я чувствовала, даже передать сложно. У меня сняли отпечатки пальцев, сфотографировали. Камера была свежевыкрашена зеленой краской, от ее запаха у меня ужасно разболелась голова, хорошо, что я хоть догадалась захватить с собой книгу и могла почитать. В 9 утра следующего дня меня приехала забирать тетя...
– Юля была просто в трансе, – вспоминает Оксана Батоногова, – она купила тортик в честь своего дня рождения и пришла к нам, но сама не смогла съесть ни кусочка, сказала, мол, вы тут чайку попейте за мое здоровье... Конечно, ей было совсем не до веселья.
Жалоба в суд
О произошедшем узнал директор фирмы, в которой работает девушка, он тоже был уверен в порядочности Юлии и посоветовал ей обратиться к адвокату и вернуть свое честное имя.
– Мы составили жалобу, и 15 марта 2012 года Калининградский областной суд меня оправдал за недостаточностью доказательств по делу, – рассказывает Юля. – Конечно, это хорошо, но чего мне это стоило! Месяц после ареста я не могла спасть по ночам, все снились кошмары, что меня ни за что посадят в тюрьму. После этого случая я поставила в машину видеорегистратор, чтобы доказать в случае необходимости свое местонахождение.
– Ничего лично против Юлии я не имею, – сказала журналистам «СК» хозяйка «Ниссана», – хотела, чтобы суд во всем разобрался и наказал виновного, считаю, ее вина доказана, и удивлена тем, что второй суд оправдал девушку.
Что говорят
Если попали в подобную ситуацию
Адвокат Евгений Савескул:
– В подобных ситуациях, когда административные дела поступают в суд из ГИБДД, суды в 90 процентах случаев привлекают водителей к ответственности, это показывает калининградская практика. Все же советую не опускать руки и бороться до конца. Если суд вынес оправдательное решение по административному делу, человек имеет право на реабилитацию, возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление во всех правах. Возмещение происходит за счет государства независимо от вины дознавателя, следователя, прокурора и суда. Потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании понесенных расходов, связанных с привлечением к административной ответственности.
Психолог Наталья Николаева:
– В подобной ситуации обвиняемому человеку важно выговориться тому, кому он доверяет (возможно, психологу). Главное, сделать это детально, вплоть до мелочей (например, кто во что был одет, что хотел сделать и т. д.). Не надо перебивать говорящего, хотя его речь может быть повторяющейся и монотонной. Так, по крупинкам человек сможет избавиться от боли и чувства вины. Дело в том, что жизнь ложнообвиняемого как бы разбивается на два периода: до и после. Он начинает подсознательно чувствовать себя виноватым, видя осуждение общества. В этот момент для него важна поддержка окружающих.