Накануне Дня Победы около двухсот калининградцев во главе с губернатором Николаем Цукановым посетили мемориальный комплекс в польском Бранево. Здесь захоронено более 30 тысяч бойцов Красной армии, а всего в боях за освобождение Польши погибли более 600 тысяч наших солдат. Акция в Бранево традиционная. Но в этот раз вместе с ветеранами войны дань памяти павшим здесь отдали несколько десятков представителей байкерских объединений региона. Уже во время возложения цветов к мемориалу к ним присоединились польские мотоциклисты. С польской стороны россиян встречали воевода Варминско-Мазурского воеводства Марьян Подзиевский и маршал Варминско-Мазурского воеводства Яцек Протас, польские дипломаты и жители Бранево.
- Я рад, что в канун великого праздника и Великой победы мы собрались вместе, по-братски, на этом мемориале, - сказал губернатор Калининградской области Николай Цуканов. - Только в этом месте погибли более 30 тысяч наших молодых соотечественников. За свободу и независимость Польши отдали свои жизни более 600 тысяч советских солдат. В страшной войне погибли более одного миллиона поляков. Поэтому вдвойне символично, что мы сегодня вместе возлагаем цветы и отдаем дань памяти. Надеюсь, что наши теплые дружеские отношения будут развиваться и дальше. С нами сегодня присутствует много молодежи, а это значит, у наших отношений есть будущее.
Николай Цуканов поблагодарил поляков за то, что наши мемориальные кладбища содержатся в надлежащем виде.
Самолет изрешетила зенитка
Один из ветеранов, приехавших на мемориал в Бранево - 89-летний Андрей Семенович Решотько. Несмотря на возраст, он бодр и всю дорогу рассказывал военные истории.
Андрея Решотько забрали на войну 18-летним мальчишкой. Он хотел преподавать физику и математику, а пришлось срочно учиться на штурмана самолета. Правда, полеты были для него не долгими. В одном из боев в 41-м его самолет изрешетила зенитка. Штурман посадил подбитый самолет, но летать больше не мог: в затылке засели шесть осколков и Андрей с трудом ворочал шеей. Поэтому весь боевой путь от Кавказа до Берлина прошел, командуя огневым взводом 339-й стрелковой дивизии. В ее составе освобождал Кубань, Тамань, форсировал Керчинский пролив и освобождал Керчь.
- В Керчи все стены домов были из ракушечника, - рассказывает Андрей Семенович. - Делаешь выстрел, и в воздух взметается столб белой пыли. Ничего не видно! А из четырех дзотов немцы поливают огнем наших солдат и не дают продвигаться. Не смотря на трудности, наши орудия уничтожили все огневые точки противника. Мы заняли половину Кирчи.
Бойцы собирали розы и виноград
А дальше было освобождение Алушты, Олупки, Ялты и Севастополя. Последний освободили ровно за год до окончания войны – 9 мая 44-го. И фронт сразу ушел в сторону на 500 км. Дивизию, где служил Решотько, оставили в Крыму – она дислоцировалась на территории от г. Судак до Ялты и должна была послужить пополнением для других воинских подразделений.
- Во время войны по решению Сталина из Крыма выселили греков, татар, болгар... Многие деревни, особенно у южного берега, опустели. А на полях поспевал виноград. Нам дали задание собрать урожай. Несмотря на войну, винная промышленность не должна была простаивать. Урожай мы отвозили на завод шампанских вин у г. Судак.
Когда сбор винограда закончился, бойцов дивизии перебросили …собирать цветы в Долине роз. Каждое утро с 3 до 5 утра они выходили на сбор лепестков.
- В феврале 1945-го нам поступила новая задача - патрулировать территорию от Симферополя до Ялты. Кто бы не шел – военных, гражданских, стар или млад - забирать в специальные пункты. Мы не знали для чего это нужно. А спустя время нам говорят: «Благодарим за службу. Вы принимали участие в охране Ялтинской конференции». В это время в Ялте встречались Сталин, Черчиль и Рузвельт.
На Берлин!
В том же 44-ом дивизию подняли по тревоге и перебросили на Брестское направление. Андрей Решотько освобождал Варшаву, концлагерь в районе Люблино.
- На пленных было страшно смотреть. В этом лагере содержались мужчины и у них немецкие врачи выкачивали кровь для лечения своих солдат. Пятидесятилетние люди выглядели как 10-летние мальчики, - вспоминает фронтовик.
Второй концлагерь Андрей Решотько увидел уже в Германии. На территории вражеского государства он был среди тех, кто форсировал р. Одер, брал штурмом Бранденбург и 3-4 мая вышел на Эльбу в районе г. Цербста (родина Екатерины Второй), где произошла знаменитая встреча с американскими войсками.
- Четвертого мая мы закончили боевые действия, а 8-го нам объявили, что война кончилась. Мы с однополчанами решили посмотреть, где же находится Рейхстаг. А то Берлин брали, а его и не видели! Когда отыскали, то на его стене я написал «Кавказ – Берлин. Были и никаких гвоздей» и ниже фамилии однополчан. Эта надпись есть до сих опр. Ее снимок вошел в книгу «Автографы на Рейхстаге».
За бои в Германии Андрей Решотько награжден орденом Александра Невского. Сегодня в Калининграде живут еще два обладателя этой воинской награды.
А свою мечту юности – преподавать – Андрей Семенович все же осуществил. С 1974 г. он преподавал радио-телемеханику в Калининградском высшем инженерном училище. Подготовил за это время из числа курсантов трех докторов технических наук. И продолжает работать до сих пор!
- Как-то написал заявление об увольнении, так не отпустили! – смеется ветеран. – Говорят, ну кто кроме тебя ребятам правду о войне расскажет!
Из Бранево автобус с ветеранами вернулся в Калининград уже в десятом часу вечера. Все очень устали, но были довольны.
- Я ведь после освобождения Варшавы никогда в Польше не был! – признался Андрей Семенович. – Очень рад этой поездке.