Апрельским днем житель Светлогорска Анатолий Андреев шел в магазин через лес, что за лодочной станцией. Анатолий Павлович всю жизнь проработал в охотничьих хозяйствах региона, так что на лес смотрит профессионально, цепким глазом.
– Смотрю, а на земле лежит камень четкой продолговатой формы и подозрительно гладкий! Я его поднял, очистил от каменных наслоений, – говорит Андреев. – На вид куриное яйцо, только каменное!
Вес находки потянул на 250 граммов. При этом на яйце не было ни повреждений, ни отверстий. Анатолий Павлович отнес находку к знакомому рентгенологу. Тот пропустил камешек через рентген …
– Снимок показал: "яйцо" природного происхождения, внутри просматривается некогда четкое разделение содержимого на белок и желток. Конечно, со временем они высохли, сегодня яйцо полое. Это ясно видно на рентгенограмме.
Экспонат музея?
Найденную древность Анатолий Андреев показал своему другу Ефиму Кукуеву, старшему научному сотруднику АтлантНИРО.
– Яйцо, без сомнения, настоящее, рентгенограмма исключила его искусственное происхождение, – прокомментировал находку ученый. – Предположительно, яйцо принадлежит птице из семейства куриных. И, что самое поразительное, на нем я рассмотрел инвентарный номер: цифры "157" и точку. Возможно, это номер образца из коллекции одного из немецких музеев, спрятанной в конце Второй мировой войны на территории области. По-другому объяснить происхождение номера на яйце, да и саму находку в этом месте невозможно.
Объективности ради надо сказать, что Анатолий Андреев считает: это не цифры, а расцветка камня.
Откуда взялось яйцо
По словам Ефима Кукуева, яйцо – с признаками фоссилизации, то есть окаменения, что свидетельствует о большом геологическом возрасте находки.
– Чтобы какой-то объект биологического происхождения окаменел, должны пройти многие тысячи лет. А полное замещение органических веществ минеральными, результатом чего и становится окаменение, занимает и вовсе миллион лет. Обнаруженное яйцо вряд ли принадлежит к местной ископаемой фауне. Как показывает анализ палеонтологических находок в нашей области, все они вторично переотложенные, то есть связаны с ледниковой мореной. Это, главным образом, морские палеозойские и мезозойские окаменелости, доставленные ледником с севера Европы (Скандинавия) или с острова Готланд. Например, зубы ископаемых акул, которые мы нередко находим на Балтийском побережье, связаны с морскими отложения начала кайнозоя (60 млн – 2 млн лет назад). Иногда находим зубы копытных млекопитающих ледниковой эпохи (последняя была 1 млн – 10 тыс. лет назад). Но, чтобы яйцо сохранилось в условиях четвертичного оледенения, весьма сомнительно. Скорее всего, оно было привезено для музея из какого–то другого региона мира.
Что говорят историки?
Мы спросили у историков, в каком из музеев Восточной Пруссии могло храниться каменное яйцо.
Анатолий Валуев, заместитель директора областного историко-художественного музея:
– В Кёнигсберге было много музеев, в том числе Зоологический институт и Палеонтологический музей. В последнем как раз хранились окаменевшие раковины, кораллы и т.д. Часть этих экспонатов есть и в нашем музее, но на них нет инвентарных номеров. В 1950 году в музей поступили экспонаты с археологических раскопок, которые хранились в кёнигсбергских музеях, а после войны их находили в руинах. Эти предметы, действительно, были пронумерованы. Часть из них, где были немецкие буквы, работники музея затирали из идеологических соображений, а часть сохранилась с номерами.
Действительно ли это яйцо, покажет только специальная экспертиза.
Николай Чебуркин, краевед:
– Версий может быть много. Одна из них такая: до войны между современными Светлогорском и поселком Отрадное велись активные раскопки. Там располагалось множество прусских курганов VI–VIII вв. н. э. Археологи на месте нумеровали находки и там же их временно хранили. Возможно, часть предметов не смогли перевезти в музеи из-за того, что началась война и их просто бросили на месте.