или Зарегистрироваться
Общество
831
0
30 ноября 2024

Максим Пиганов: «Я тот счастливец, у которого совпадают работа и хобби»

Первые шаги в джаз знаменитый музыкант сделал в Калининграде 
Одной из звёзд прошедшего недавно в Калининградской областной филармонии международного фестиваля «Джаз в филармонии» был Максим Пиганов. Он не только знаменитый тромбонист, но и наш земляк. Корреспондент «Страны Калининград» побеседовал с музыкантом о его пути в большой джаз.

Трубачей немерено, тромбонистов мало

- Максим, насколько тернист был путь с подмостков Калининградского музыкального училища до лучших мировых и отечественных сцен?

- Когда делаешь своё дело с любовью, это не тяжело - я тот счастливый человек, у которого совпадают работа и хобби. Мой дядя - композитор, папа играл на аккордеоне, так что в доме всё время звучала музыка. Когда я пришёл в школу им. Глиэра к Геннадию Алексеевичу Носову, который бесконечно любил музыку, я погрузился в ту же самую атмосферу. В музыкальной школе был в духовом оркестре. И однажды нас, участников коллектива, повели на концерт биг-бэнда «Ритм», где я услышал оркестр Виктора Авдеева. Это был момент истины: я поменял желание быть моряком на желание быть музыкантом.

- Почему выбор пал именно на тромбон?

- Я хотел играть на саксофоне, но он не входил в программу обучения. Тогда решил играть на трубе, но педагог сказал мне: «Трубачей немерено, а тромбонистов мало», показал эту странную штуку с выдвигающейся кулисой - и всё, судьба моя была решена (смеётся).

Обманчивая лёгкость бытия

- Насколько знаю, одним из захватывающих этапов вашего пути была работа на круизных пароходах с множеством звёзд мирового джаза.

- Тут сработало стечение обстоятельств. В областной филармонии, в которой мы работали с 1995 года, произошла смена руководства, и наш коллектив «Калининградский диксиленд» сократили. Мы остались без места, в упадке духа. И тут поступает предложение работать на круизных пароходах в Америке. Нас было шесть человек, колесили два года.

Это было удивительное время! Представьте себе: бороздит морские просторы махина, на которой пять тысяч человек и концертный зал на полторы тысячи мест. Прошли маршрутом «Титаника», возложив цветы на месте его гибели. Посетили Нью-Йорк, Майами, Багамские острова, Мексику. И постоянное присутствие на борту звёзд джаза, с которыми мы не только работали, но и могли свободно общаться. Это были крутые «Джипси Кингс», легендарные оркестры Гленна Миллера, Бенни Гудмана и Вуди Германа, Гай Ломбардо, Томми Дорси, ансамбль Джэрри Маллигена, Клэйтон Бразерс и другие.

Однажды в оркестре Миллера заболел тромбонист, и я целый месяц его замещал. Джаза было так много, что я, человек его страстно любящий, почувствовал пресыщение и как-то раз неделю не выходил из каюты (смеётся). А когда выполз, оказалось, что на борту Боб Мастеллеро - хозяин легендарного клуба «The Jazz Corner». Я получил от него приглашение работать в Южной Каролине. В результате целый год играл в его квинтете, записали совместный диск. И так до 11 сентября 2001 года. После этого американцы стали бояться летать, и наш клуб стал загибаться. Вернулся в Калининград - работы нет. Узнал, что Игорю Бутману в его оркестр нужен тромбонист. Прослушался - и тут же был принят.

- Вот вы рассказываете, и преследует ощущение какой-то нереальной лёгкости вашего жизненного пути. Подозреваю, что кажущееся…

- Разумеется, кажущееся. Ударов судьбы было предостаточно. Как, например, увольнение нашего диксиленда из филармонии. Случалось, и музыканты уходили из коллектива со словами «на что мне сдался такой джаз». Как-то в девяностые немцы предложили по выходным работать в джазовых клубах Германии. Так народ отказался, посчитав, что выгодней было никуда не ехать, а сидеть дома и зарабатывать в ресторане. Словом, творческий путь совсем не усеян розами.

Расширение границ

- В чём специфика филармонических выступлений?

- Когда мы играем в клубах, работаем с бОльшим отрывом и, конечно, можем позволить себе больше хулиганить на сцене.

- Как случилось ваше сотрудничество с оркестром Олега Лундстрема?

- Как-то на одном из фестивалей подходит директор оркестра Лундстрема и спрашивает, не хочу ли я у них работать. И в качестве аргумента сказал: «Когда играет оркестр Бутмана, все идут слушать Бутмана, а когда оркестр Лундстрема, все идут слушать солистов, потому что каждый солист - личность». Это было действительно убедительно (улыбается).

- Насколько азартны и привержены джазу ваши студенты в Гнесинке?

- Бывает, что приходят случайные люди - я искренне не понимаю, зачем они поступают. И они чаще всего бросают. Было несколько провальных лет, когда приходили весьма средненькие студенты. Но сейчас учатся отличные ребята. Конечно, энтузиазма у них поменьше, чем у нас в их годы было. У нас аж хвост горел! А они поспокойнее относятся. Думаю, одна из причин - интернет-масса лёгкой и доступной информации. К слову, на сегодняшний день мои выпускники играют во всех московских оркестрах: и у Бутмана, и в цирке на Цветном бульваре, и некоторые приходят к нам в оркестр на замены.

А в целом уровень джаза сегодня вырос благодаря сильным музыкантам. Но главным образом - благодаря Бутману, который расширил границы джаза, привлекая на отечественные подмостки мировых звёзд и предоставляя возможность нашим играть на мировых сценах.

- Джазовый музыкант - чем он психологически отличается от рокера, допустим?

- Всем отличается. Это стиль жизни. Ты всё время должен быть в тонусе. Джазмен - это композитор, который сочиняет музыку здесь и сейчас, непосредственно на сцене. При том, что есть какие-то наработки, но это средства, чтобы легче было выражать свои мысли.

Многие думают, мол, что такого, набрал людей - и играют себе. Да, в симфоническом или духовом оркестрах сыграют - там всё нотами записано. А нам с коллегами немало лет понадобилось, чтобы мы сыгрались, притёрлись друг к другу. Это сейчас только бровь приподнимаешь, и всё - мысль поймана. Даже когда мы в гримёрке сидим и перекидываемся словечками и шутками, это тоже джаз.

 DSC_8694-3.jpg
Максим Пиганов: «Джазмен - это композитор, который сочиняет музыку непосредственно на сцене» 

Справка «СК»

Максим Пиганов родился в 1964 г. в Калининграде. В 1984 году окончил Калининградское музыкальное училище по классу тромбона, в 1989-м - Государственную консерваторию в Вильнюсе. В 1981 году создал «Калининградский диксиленд», который с 1995 по 1999 год работал в Калининградской областной филармонии. В 2005 году стал солистом оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема, с 2010-го занимает должность дирижёра этого оркестра. С 2007 года преподаёт в Академии музыки им. Гнесиных  на эстрадном отделении. 

Еще больше информации о Калининграде и калининградцах в Telegram Страна Калининград  подписывайтесь!


поделиться
опрос 14 ноября 2024

Красная икра за год подорожала в два раза. Вы будете покупать этот деликатес на новогодний стол?

53