12:13

Фабрики еще нет, а заказы уже есть

Многие жители области слышали, что по соседству с законсервированной стройкой Балтийской атомной станции (БАЭС) возводят завод по производству литий-ионных аккумуляторов. 
Его еще называют гигафабрикой, потому что объемы продукции будут исчисляться в гигаватт-часах. Это будет крупнейшее по масштабу российское предприятие, задача которого – обеспечить батареями отечественный электротранспорт. Если по-простому, у нас хотят делать литий-ионные ячейки, из которых собирают аккумуляторы для электрокаров. 
Проект реализует компания «Рэнера» входит в структуру Росатома. Он еще в 2022 году оценивался в 25 млрд рублей, хотя точных цифр пока не называют. И первый вопрос, который крутится на языке у всех: а не получится, как с БАЭС? Поэтому неудивительно, что на приглашение посмотреть, что происходит на месте гигафабрики (а она должна заработать в 2025 году), откликнулись многие СМИ. 

Директор пришел из автопрома

Гендиректор гигафабрики лишь недавно присоединился к команде Росатома. 
– Я не атомщик, – говорит Руслан Горевой. – Всю жизнь работал в автопроме. Начинал в совместном предприятии с компанией «Дженерал  Моторс» и в последние годы возглавлял крупные предприятия. Сюда пришел с должности гендиректора Заволжского моторного завода. До этого работал на Ульяновском автозаводе, Автовазе и в тяжелом машиностроении. В команде Росатома я потому, что тот вошел в новое для себя направление, связанное с автопромом. Эта отрасль – потребитель львиной доли продукции, которую мы будем производить. И более 90 % ее отправится автопроизводителям. 
По словам директора, сейчас практически все российские производители прорабатывают решения по электродвижению. 
– Это могут быть как полностью электрические автомобили, так и гибридные, – говорит Горевой. – До 2022-го антирекордного года, когда в стране продали меньше 700 тысяч машин, наш автопром продавал 2,7 млн автомобилей  и более. Мы были вторым рынком Европы после  Германии. К сожалению, внешняя конъюнктура сыграла роль. Прошлогодние результаты – то дно, на которое мы опустились. Но сейчас обязательно будет отскок. Мы уверены, что рынок восстановится. При этом есть официальный прогноз Минпрома РФ, что к 2030 году машин на электричестве в стране будет не менее 11 %.
Пока же, как говорит та же статистка, в России всего 1 % электромашин, хотя еще год назад их было 0,5 %.   
– В странах Скандинавии есть города, куда нельзя въезжать на машинах с двигателями внутреннего сгорания. В Китае, если покупаешь просто автомобиль, за госномером должен стоять в очереди. Если  электро, то получаешь его быстро. В ряде стран доля электромашин достигает чуть ли не 30 %. В ближайшее время будут открываться десятки заводов в Европе и сотни по миру. По прогнозам, в России до 2030 года произведут 217 тысяч машин с электробатареями. Поэтому так важно иметь технологическую независимость в этом вопросе. 
На неманской фабрике собираются производить в год 18 млн литий-ионных ячеек, а из них – батерии для 50 тысяч электрокаров, фабрика уже загружена заказами. 
– Более того, есть решение о строительстве второй гигафабрики в другом регионе. И она тоже на 100 % загружена объемами, – говорит Горевой.  

Нулевой цикл в конце года

Пока на месте фабрики – котлован и техника, забивающая сваи. Всего предприятие займет более 23 га. А само здание с несколькими цехами растянется на 626 метров. Напрашивается вопрос: почему место для фабрики выбрали в нашей области? Сюда придется заводить все: от станков (российских аналогов нет) до лития. Основной компонент для батарей добывают в Боливии.   
– Когда мы везем далеко чугунную чушку, это и правда дорого, – поясняет Горевой. – А когда высокотехнологичный, высокомаржинальный продукт, логистика не имеет большого значения. Так работают все трансконтинентальные автомобильные корпорации – комплектующие делают в Бразилии, собирают в США, везут на завод в Турции. 
При этом директор уточняет, что здесь удалось сэкономить на инфраструктуре: 
– Мы строим не в чистом поле, а по соседству с БАЭС. Инфраструктура здесь есть. При этом большинство стройматериалов закупаем в Калининградской области. Я в курсе, что по завозу цемента в регион есть квоты. Но строительство нашего завода в приоритете. В  квоты мы входим и без цемента не останемся. К концу года собираемся выйти на нулевой цикл - для 18 зданий фабрики будут готовы котлованы и фундаменты.    
На фабрике планируют создать более 1 000 рабочих мест, из них 900 – сотрудники производства. 
– Будем работать круглые сутки, в три смены, – поясняет директор. – Конечно, к 2025 году, на момент запуска, столько высококвалифицированного персонала мы не найдем. Будем завозить специалистов, но львиная доля персонала – из местных. Сейчас частично сформировали команду технологов. Большинство – из области, в том числе главный технолог. Также приняли на работу пятерых выпускников БФУ им. И. Канта.
На этот вуз, колледж в Советске и Гусевский политехникум у фабрики большие планы. 

Построят свое жилье    

Так как часть персонала для фабрики – приезжие, им понадобится жилье. 
– Неман будет нашим базовым городом. И к моменту запуска мы планируем построить там жилье – несколько многоквартирных домов, – говорит Горевой. – Надеемся, что завод подхлестнет развитие округа. Мы дадим и новые рабочие места, и налоговые отчисления. Потому рассчитываем на развитие малого бизнеса. Нам нужны сопутствующие производства, чтобы не завозить необходимое для фабрики из других регионов. А нашим сотрудникам нужны магазины, аптеки и многое другое. Сами планируем развивать на фабрике промышленный туризм, найдется, что показать. И, конечно, будем принимать активное участие в жизни округа. 
А на вопрос, не получится ли в Немане, как с БАЭС, Руслан Горевой ответил так: 
– У нас другая ситуация. БАЭС задумывалась как экспортно-ориентированное предприятие. И на нее повлияла внешняя конъюнктура. Мы же полностью загружены внутренними заказами, хотя и экспортный потенциал у нашей продукции будет велик. При этом строительство БАЭС не остановлено полностью, оно лишь приостановлено. 

Фабрики еще нет,  а заказы уже есть

Руслан Горевой: «Вот такую литий-ионную ячейку будем создавать в Немане»  

Только цифры
За год на фабрике планируют производить 18 млн литий-ионных ячеек, из них будут собирать батарейные модули. Такие блоки используют при создании аккумуляторов для электрокаров. В год на фабрике планируют производить около 50 000 подобных устройств.

Выбор редакции