Эксперты со всей страны говорили о последствиях санкций, проблемах с логистикой и других болевых точках.
Состояние устойчивое
Были на форуме и представители власти, и их доклады выглядели оптимистично. Так, зампредседателя правительстваКалининградской области Дмитрий Кусков рассказал, что экономика у нас растет: за два года ее доля в ВРП региона (стоимости всех товаров и услуг, произведенных в конкретном месте) подросла почти на 2%, составив по предварительным итогам 2021 года 12,2%. В области работает почти 10 тысяч предприятий оптово-розничной торговли. Состояние потребительского рынка, по словам чиновника, устойчивое, и, хотя санкции многое изменили — например, вызвали бум на стройматери-алы, проблемы с цементом, все возникающие сложности пока удается решать.
А вот рассказы о ситуации от реального сектора – представителей ведущих торговых сетей и интернет-торговли – были не такими радужными, хотя все они отметили, что такой поддержки от государства не видели еще никогда.
Переориентировались на своих
Представители ритейла поделились, что теперь постоянно держат стратегический запас продуктов и еженедельно отчитываются по нему властям. Так что, даже если мы в какой-то момент окажемся полностью отрезанными от поставок, отложенного хватит на 2-3 месяца и калининградцы даже не заметят изменений в ассортименте.Дмитрий Кусков сообщил, что правительство плотно работает с оператором паромной переправы «Оборонлогистика» по доставке социально значимых грузов, чтобы с ними не было перебоев и не повторялась такая ситуация, как, к примеру, с сахаром весной. Кстати, как уточнил совладелец ООО «Спар-Калининград» Олег Пономарев, нехватка тогда была вызвана чисто психологическим моментом, и ажиотажный спрос вызвал временные перебои. Зато сейчас, в сезон заготовок варенья, когда обычно сахар — самый ходовой товар, его почти никто не покупает. И все же опасения у торговых сетей есть.
– Конечно, основную долю наших товаров, 95%, составляют несанкционные – они едут фурами и проходят все буквально за три дня, проблем нет, есть даже снижение тарифов. А вот санкционка – крепкий алкоголь, икра, рыба – головная боль. Их везем морем, но паромов не хватает, стоим в очереди до 20 дней, и цена получается существенно выше, чем доставка на автомобильном транспорте, – поделился представитель сети ГК «Виктория» Олег Красневский. – Сильно пострадаем мы в Калининграде, и если федеральные власти введут ответные санкции для иностранных перевозчиков. Импортные фрукты и овощи сюда сейчас привозят, как правило, македонцы.
Санкции изменили ассортимент – с полок ушли европейские поставщики из Польши, Голландии, Германии, Литвы.
– Они самостоятельно перестали отгружать нам товар и прислали вежливые письма, что не могут продолжать работу, – рассказал Олег Пономарев. – Мы срочно стали искать замену, освободившиеся ниши пытаются заместить страны Южной Европы – Испания, Италия, Сербия, Македония. Но у них выросла стоимость перевозки: например, фрахт машины до Клайпедского порта стоил 800 евро, сейчас это 2 тысячи, а Южная Европа и вовсе обходится в 5–6 тысяч евро. Соответственно мы переориентировались больше на российского производителя, повышаем долю местной продукции. Хотя эта тенденция для нас не новая уже с 2014 года. Помню, до этого момента в Калининграде 60% молочки было из Литвы и Польши, казалось — без них не выжить. А сегодня мы местной продукцией с добавлением федеральных брендов полностью закрываем потребности. В условиях угрозы превратиться в остров (с коллегами с Сахалина постоянно обсуждаем проблемы полностью островного существования) мы ищем новых поставщиков среди дружественных стран, по объемам поставок лидирует Турция, активно сотрудничаем с Африкой и Ираном. Больше будет местной фермерской продукции: урожай в этом году вывозить из региона не будут, так что местных овощей, яблок появится много.
Про сложности с перевозками говорил и президент местной Торгово-промышленной палаты Феликс Лапин.
– С середины января, еще до объявления санкций, мы стали сталкиваться с тем, что таможенные органы соседних стран практически блокировали наш транзит, – сообщил Лапин. – Сначала была замена программного обеспечения, потом сбои в нем и т. д. В итоге калининградские производители, которые поставляли продукцию в другие регионы, получили шквал штрафных санкций. Сейчас ситуация нормализовалось: договариваемся без штрафов, увеличиваем сроки.
Все тормозят доходы
Любопытным был блок выступлений представителей интернет-торговли – сектора, который растет по всему миру, в том числе в России.– Оборот интернет-торговли в марте 2022 года был соразмерен с новогодними распродажами или «черной пятницей», когда обычно некоторые компании делают до половины годовых продаж, – рассказал Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли. – Рост продолжится во многом благодаря законодательным послаблениям – так, через интернет уже разрешили продавать ювелирные изделия, бады, некоторые лекарства, хотелось бы добавить рецептурные медикаменты. Если говорить о Калининграде, здесь свои особенности, область дает меньше процента в общем объеме интернет-продаж. На первом месте у вас техника, потом мебель и товары для дома, одежда и обувь. И лишь затем – продукты питания, хотя в мегаполисах эта категория лидирует.
Сообщил о рекордных продажах и управляющий директор OZON Сергей Беляев.
– Темпы роста в России высокие. Но в Калининграде все не так бурно, хотя плотность населения сравнима с городами-полу-миллионниками. Все тормозят доходы, – уточнил он.
Впрочем, низкие заработки и их снижение эксперты фиксируют не только в нашем регионе: в целом в сфере интернет-торговли начала прослеживаться тенденция конкуренции уже не по качеству, как было в последнее время, а исключительно по цене.
Несмотря на оптимизм, на форуме было понятно, что ситуация в сфере торговли непростая. В дискуссиях приняли участие более 600 человек
Туристы покупают хомлинов
Впервые на форуме провели секцию по ритейлу в туризме – одним из ее модераторов стала директор газеты «Страна Калининград» Альбина Краснощекова. На обсуждении региональный министр по культуре и туризму Андрей Ермак привел интересные цифры: в нашей области туристы тратят больше денег на сувениры, чем на отели и кафе. В топе – янтарь, марципан, консервы из рыбы и хомлины.
поделиться