или Зарегистрироваться
Общество
1290
0
11 августа 2022

Никита Высоцкий: «Играть отца было бы моей большой ошибкой»

Сын легенды считает, что в погоне за рейтингами порой забывают об этике
В рамках литературно-театрального фестиваля «Читающие дети – будущее России» (0+) в Калининграде состоялась встреча с актером, режиссером и продюсером Никитой Высоцким. Корреспондент «Страны Калининград» побеседовал с ним об актуальности творчества его отца, органике таланта и об изнанке рейтингов.

Там, где трудно

- 25 января вашему отцу исполнилось бы 84 года, а месяц назад 30 лет исполнилось Музею Владимира Высоцкого. Как возникла идея его создания? 
– Я отправной точкой считаю день смерти отца – 25 июля 1980 года. Как только отца не стало, люди понесли к Театру на Таганке свои стихи, посвященные Высоцкому, и фотографии. Словно хотели закрыть брешь, которая образовалась в душах после его ухода. Все это оказалось в литературной части театра. И лишь в 1991 году решили создать музей, и когда-то принесенные людьми экспонаты в 1996 году вошли в его экспозицию.

- Будет ли продолжение у проекта «Своя колея»?
– Да, пока к нему есть внимание. Это будет прежний формат – хорошо снятый концерт с известными артистами. Но, конечно, его необходимо омолодить, ведь мы с друзьями воплотили идею в жизнь аж 35 лет назад. А зрителям всегда приятнее видеть молодые лица. Тем более что многие молодые артисты исполняют песни отца ярко и самобытно, без слепого подражательства. Мне, например, весьма понравилось, как органично репер Василий Баста исполнил «Райские яблоки». 

 - На мой взгляд, в последние годы творчество вашего отца актуально как никогда…
– Согласен с вами. Когда-то космонавт Георгий Гречко подарил мне и бабушке кассету, которую он брал с собой на орбитальную станцию. «Высоцкий там, где трудно», – сказал он нам…

 - Вполне очевидно, что сегодня Высоцкий оказался бы в списке запрещенных музыкантов… 
– Ему не привыкать было существовать в опале. Но ведь при всем при этом, при огромном количестве отмененных концертов он не уехал, хотя имел такую возможность.

«Дайте разговаривать с людьми»

- Я помню, когда он умер, появился лишь некролог в «Комсомольской правде». А он болезненно переживал, что, будучи по факту народным артистом, номинально не имел никаких званий?
– Конечно, он переживал. Сохранилось письмо отца министру культуры СССР Демичеву, где он пишет – дайте мне разговаривать с людьми. Это сегодня его имя присваивают пароходам, а книги издают миллионными тиражами. А тогда между ним и слушателями нередко старались поставить железный занавес. А он ведь только для кино написал 130 песен и был суперпрофессионален и как актер, и как бард. 

- Вы на сцене взрывной и эмоциональный, а в общении производите впечатление человека, сдержанного в проявлениях. А отец был взрывным по жизни?
 – Был. Он мог идеально владеть вниманием. Если он балагурил и шутил, смеялись все, если у него портилось настро-ение, оно моментально портилось и у тех, кто был рядом. Но при этом его энергия не была назойливо показной. Отец не был аффектированным, не рычал и не орал, как Джигурда. Он был всегда абсолютно органичен. 

- Его строка о сплетнях в виде версий оказалась пророческой. То и дело начинается отвратительная возня вокруг его имени с откуда–то возникшими родственниками и пробами ДНК. Как вы реагируете?
– Я в эти игры стараюсь не играть. Однажды меня вытащили на передачу, где объявилась какая-то очередная родственница, и началась вся эта возня с исследованиями слюны. Естественно, оказалось, что нет никакого родства. Печально, когда в погоне за рейтингом телевизионщики забывают об этике и не понимают – есть вещи, которые требуют тишины.

В гриме напоминал скорее Депардье 

- Недавно пересматривала «Высоцкий. Спасибо, что живой» (16+). Подумалось, что на фоне последних событий образ комитетчика в исполнении Андрея Смолякова выглядит идеализированным…
– Я создавал в сценарии этот образ, опираясь на личности конкретных и абсолютно порядочных людей, которых я знал и которые совершенно не соответствовали клишированному образу сотрудника спецслужб….

– Не жалели ни разу, что сами не сыграли отца?
– Нет, это было бы большой ошибкой. Хотя первоначально такая идея была. Мне сделали пластический грим, в котором я напоминал скорее Жерара Депардье, нежели отца (смеется). Была мысль попробовать Владимира Вдовиченкова, внешне чем-то напоминающего отца. Но в конечном итоге остановились на Сергее Безрукове, которому отличный пластический образ сделал Петр Горшенин – лучший московский гример. 

- Вы сыграли главную роль в симпатичном фильме «Слушатель» (16+). Хотелось бы по жизни иметь такого вот слушателя, на котором можно было бы отыгрываться за все огорчения и обиды? 
– Ну, мы все по жизни пикируем на своих близких и не очень людей, разряжая на них свое статическое электричество. Кто-то для кого-то постоянно является таким вот внештатным слушателем. Я против того, чтобы свои проблемы решать за чужой счет, хотя избегать этого ох как трудно… 

 - В этой ленте одну из ярких ролей сыграл ваш друг Михаил Ефремов. Думаю, что и для вас было шоком его неоднозначное поведение во время судебного процесса…
– Миша мой друг, он им был и всегда будет, поэтому я к нему субъективен. Конечно, он заслужил наказание. Но немалая часть его большого срока – это, в кавычках, заслуга адвокатов, которые выносили свои версии, часто ошибочные, в публичное пространство и сделали из трагедии шоу. К нему уважительно относятся и те, кто с ним сидит, и администрация. Он ведет себя достойно и по-мужски. И я верю, что у него есть будущее – и творческое, и человеческое.

- Наверное, в детстве и юности непросто быть сыном легендарного отца?
– Не могу сказать, что отцовская знаменитость портила нам с братом жизнь. Конечно, мы с Аркашей эту знаменитость осознавали. Когда он звонил и говорил, что сейчас приедет, могли цинично пошутить, что вот, мол, сейчас великий человек приедет. Но и у отца было такое замечательное свойство, как самоирония, и это очень облегчало нашу жизнь. Он не «звездил», в отличие от многих сегодняшних исполнителей, которые, спев две-три песни, мгновенно ловят звездочку и требуют отдельных самолетов. 
Мне было шестнадцать, когда умер отец. И лишь в день его смерти я по-настоящему осознал, что горе случилось не только у нашей семьи и друзей отца. Никогда не забуду день похорон – 28 июля. Повсюду море людей, даже на крышах домов. С этого момента у меня в жизни начался какой-то другой отсчет…

00-IMG_0390.jpg
Никита Высоцкий: «Отец был суперпрофессионален и как актер, и как бард. Только для кино он написал 130 песен»
(фото предоставлено МАУК «Калининградская ЦБС» )

Справка «СК»
Никита Высоцкий родился в 1964 г. в Москве. В 1986 г. окончил Школу-студию МХАТ. В 1986–1988 гг. играл в московском театре «Современник-2».С 1996 г. – директор Государственного культурного центра-музея В. C. Высоцкого. С 1997 г. – учредитель и исполнительный директор Благотворительного фонда Владимира Высоцкого. С 2012 г. – профессор кафедры режиссуры и мастерства актера Московского государственного института культуры. Женат. Имеет дочь и троих сыновей. Заслуженный артист РФ.

цитата
,
:
, :
С момента похорон Владимира Высоцкого у меня в жизни начался другой отсчет

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3