Пять из них относятся к компании Inditex (Zara, Oysho, Bershka, Stradivarius, P&B), шестой – Mango, один из первых крупных fashion-сетевиков, зашедших на областной рынок. В «Балтия-Молл» на окраине города тоже есть потеря – магазин H&M.
Европейские владельцы брендов пока не говорят о полном уходе сетей с российского рынка. Речь идет о временной приостановке.
– Сейчас нам платят 2/3 заработной платы, – на условиях анонимности рассказал один из сотрудников магазина Zara. – Также ходят слухи, что людей могут отправлять в оплачиваемые или неоплачиваемые отпуска, в зависимости от того, у кого отпуск за этот год еще не был использован. Дальнейшие перспективы неизвестны. Мы надеемся, что примерно через два месяца сможем вернуться к нормальной работе.
Аналогичные слухи ходят и в отношении других брендов. Говорят, что сейчас владельцы компаний активно ищут возможности наладить поставки в Россию с учетом новых условий транспортной логистики и выросшего курса валюты. В случае полного ухода с рынка для бизнеса это означает огромные убытки. Начиная с необходимости увольнять сотрудников по трудовому законодательству с выплатой компенсаций и заканчивая исполнения обязательств по арендным платежам перед торговыми центрами. Ведь расторжение договора произойдет по вине владельца бренда. Идти в такой ситуации кому-либо навстречу торговые сети точно не будут.
Бренды, которые остались в калининградских ТЦ, реализуются здесь по франшизным проектам. И это позволило им не закрывать двери для посетителей.
– У нас три магазина в ТЦ «Европа», поставщики из Италии и Швейцарии. Пока они осуществляют все заявленные поставки, – говорит владелец бизнеса Дмитрий К. – Наши поставщики с пониманием отнеслись к ситуации. Зная, что курс евро резко вырос, на оставшийся товар из партии, который мы срочно выкупаем, дают скидки.
Если какие-то большие сети будут уходить с рынка, скорее всего, их быстро заменят, например, российские бренды Lime, 12 STOREEZ, считает Дмитрий. Это средний сегмент масс-маркета. Аналогами H&M в случае его полного ухода могут стать FunDay, GloriaJeans, Твоё, Sela, Zarina и еще с десяток российских брендов, которые и сейчас успешно работают. Впрочем, общий рост курса валют, безусловно, приведет к росту ценника на одежду, поскольку сырье для производства в основном используется все же импортное.
В торговом центре «Европа» в Калининграде одновременно закрыли двери для покупателей сразу шесть магазинов одежды известных европейских брендов