или Зарегистрироваться
Наш край
2110
0
08 января 2022

Прямо со дна: какие тайны хранят затонувшие корабли

Во дворе бывшей Янтарной мануфактуры открылась необычная экспозиция 
В Стокгольме есть потрясающий музей одного корабля, затонувшего в водах Балтики в 1628 году. Это легендарная «Васа». 
Судно построили по приказу короля Густава II Адольфа, мечтавшего иметь самый мощный военный корабль Скандинавии. К сожалению, как только эта громадина была спущена на воду, она сразу пошла ко дну. Причины катастрофы до сих пор точно не ясны. Вроде как строители неправильно рассчитали балласт. «Васа» была поднята лишь в 1961 году. Удивительно, но корабль хорошо сохранился. Воды Балтийского моря, как известно, обладают пониженным содержанием соли. Древесина в них почти не разлагается. 
В конце декабря Музей Мирового океана (ММО) представил выставку «Тайны затонувших кораблей» (0+) в своем новом пространстве – на территории знаменитой Янтарной мануфактуры. Вернее, в той его части, которая передана ММО – на пересечении улиц Портовой и Серпуховской. Историческое здание еще не отреставрировано, это в планах. Пока в относительный порядок приведен внутренний двор и бывшие гаражи, в которых и разместилась экспозиция, посвященная судам, затонувшим в разное время на Балтике и вблизи нее. 

900 литров спирта 

К сожалению, настолько хорошо сохранившихся судов, как «Васа», в ММО нет. Но есть уцелевшие фрагменты.
В 2000 году при разработке очередного карьера в Янтарном рабочие наткнулись на странные деревяшки. Стали копать дальше – выяснилось, что это останки корабля. Приехавшие археологи сразу вынесли вердикт: это парусное однопалубное судно конца XVIII – начала XIX века, предназначенное дляперевозки пассажиров и лова рыбы.
Тридцатиметровую посудину аккуратно извлекли из песка и по совету польских специ-алистов-реставраторов «утопили» в Преголе рядом с «Витязем». Поляки сказали, что свежий воздух для дерева будет губительным, вода для него – более подходящая среда. Около года одномачтовая шхуна пролежала на дне. А потом заняться находкой предложили известному в области специалисту по работе с деревом Андрею Баринову, сегодня, к сожалению, уже покойному.
– Есть предположение, что корабль был оклеен кожей, а поверх нее обит тонкими пластинами свинца, – рассказывал Баринов несколько лет назад автору этих строк. – Вероятно, на металле было выбито название шхуны, но мы его теперь, скорее всего, уже не узнаем. Как не узнаем и то, кому принадлежало судно и что на нем перевозили. Ясно только, что виной крушения был шторм.
По словам мастера, поднятый из воды корабль «приводили в чувство» при помощи спирта.
– Мы смешивали его с жидким полиэтиленом и опрыскивали деревянные части. В общей сложности было израсходовано 900 литров спирта. Так что теперь свежий воздух кораблю не страшен.
В последние годы это судно выставлялось в «Пакгаузе». В Янтарной мануфактуре представлены некоторые детали судна и его модель. 
На стенде говорится о том, что обнаружение сохранившегося корабля ХIХ века стало одним из важных научных открытий. Разработку методики консервации и монтаж корабля в экспозиции музея выполнял Реставрационный центр при Ассоциации реставраторов России в рамках программы «Культура России».

Последний рейзекан

Центральное место в экспозиции занимает почти целая корма еще одного деревянного корабля. Рыбаки нашли ее в октябре 2014 года на Балтийской косе – в густых зарослях у самой кромки воды. 
Сотрудники музея установили, что корма принадлежит универсальному каботажному судну типа «река-море» – рейзекану. В XVIII – 40-е годы XX века эти плоскодонные парусные посудины, которые могли достигать в длину полусотни метров, были довольно распространены в наших краях. Они ходили по Прегелю, Дейме, Вислинскому и Куршскому заливам. 
Нередко на рейзеканах работали и жили целыми семьями. Иногда их использовали как боевые корабли. В этом случае на них устанавливались орудия. Экипаж мог достигать 47 человек. Строились рейзеканы на небольших верфях в Тапиау, Тильзите, Пиллау и Кёнигсберге (сегодня это Гвардейск, Советск, Балтийск и Калининград. – Прим. авт.). На одной из дубовых досок бортовой обшивки найденного на Балтийской косе фрагмента рейзекана есть клеймо, на котором написано имя мастера и город, в котором он жил: «W.P. Eggert aus Pillau» – Эггерт из Пиллау. 
Как рассказали в музее, к концу XVIII века в Восточной Пруссии насчитывалось около шестисот таких судов. К началу Первой мировой войны в Восточной Пруссии осталось не больше сотни рейзеканов. К концу 1930-х их количество сократилось вдвое.
Последний рейзекан «Мария» закончил свой путь в 1963 году в Гамбурге. До наших дней он не сохранился. Значит, что в ММО, судя по всему, находится единственный в мире уцелевший фрагмент судна такого типа. 
На выставке также рассказывается о судьбе затонувших недалеко от наших берегов судов – яхты английского полярного исследователя Ли Смита «Эйра», малого броненосца российского флота «Гангут», последней погибшей в Великую Отечественную войну советской подводной лодки С-4, потопленных в 1945 году у Пиллау немецкого ледокола «Поллукс» и артиллерийского тендера «Драхе». За каждым из этих судов – удивительная история, заслуживающая отдельной публикации.

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2