или Зарегистрироваться
Наш край
786
0
13 Сентября 2021

Девятая пятилетка: расцвет «развитого социализма»

Чем жила Калининградская область во второй половине 1970-х годов
Девятая пятилетка – это время, которое многие жившие тогда люди вспоминают как некий период стабильности. 
Правда, знаки при этом они ставят разные. Кто-то – плюс, кто-то – минус. Одни обращают внимание на рост благосостояния и отсутствие серьезных потрясений, другие – на косность экономической и политической системы, которая словно окаменела. Но, как бы то ни было, складывается впечатление, что к середине 1970-х СССР достиг пика своего развития. 
Согласно официальным данным, в 1970-х предприятия области освоили выпуск около двух сотен новых видов машин и различного оборудования. Речь идет, например, о восьмиосных думпкарах грузоподъемностью от 130 до 180 тонн, о новых образцах картоноделательных станках, о более совершенных аппаратах для электросварки. Тогда же стала выпускаться офсетная бумага для печати учебников на ролевых многокрасочных машинах. 
Официально та эпоха называлась «развитой социализм». Можно, конечно, спорить, насколько он был «развитой», но, похоже, что на рассматриваемый нами отрезок времени пришелся его расцвет.

18-Ленпроспект.jpg
 Ленинский проспект полвека назад: мало машин, и о пробках еще никто не знает

Калининград – Сахалину

Что касается Калининграда, то в то время здесь реализовывались по-настоящему масштабные проекты. Чего только стоит выпуск морских паромов-ледоколов серии «Сахалин». 
Строительство первого такого гиганта на заводе «Янтарь» стало одним из самых серьезных достижений калининградских корабелов. Ничего подобного прежде в области не делалось. 
По задумке проектировщиков горьковского ЦКБ «Вымпел», 127-метровая громадина должна была единовременно принимать на борт 26 груженных железнодорожных вагонов, доставлять их куда надо и при этом (если возникнет необходимость) играючи ломать лед в метр толщиной. 
Несмотря на огромные трудности, коллектив завода с задачей справился. В конце 1972 года судно после «обкатки» в Балтийском море было сдано в эксплу-атацию. А в феврале 1973-го оно отправилось в порт приписки – город Холмск на Сахалине. 
Отплытие парома-ледокола стало событием для областного центра. Неудивительно, что в газете «Калининградская правда» был помещен об этом большой репортаж. 
«Сахалин-1» – это мощное судно челночного типа, впервые построенное в нашей стране, – сообщал старший помощник капитана Н. А. Никитин, представляющий Сахалинское морское пароходство. – Оно может идти и лагом, и носом на волну. С этой целью и в корме, и на носу установлены одинаковые силовые установки. Поскольку район будущего плавания судна изобилует штормами, в Татарском проливе часто встречаются льды, на пароме имеется специальное ледовое подкрепление. Мощность машины 15 600 лошадиных сил. От имени всех сахалинцев я хотел бы поблагодарить калининградских корабелов, построивших этот замечательный великан. Это с их помощью Сахалин получит надежную связь с материком».
Можно без преувеличения сказать, что с помощью построенного в Калининграде судна была открыта новая страница в истории острова. Местные жители даже стали делить жизнь на две части – «до парома » и «после парома».
Но «Сахалин-1» был лишь первой ласточкой. С 1972 по 1992 год  со стапелей сошло десять ледокольных железнодорожно-пассажирских паромов класса «Сахалин». Называть их, не мудрствуя лукаво, стали по номерам – «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Сахалин-3» и так далее.

Две трагедии

К сожалению, начало 1970-х отметилось двумя трагедиями. И если об одной из них говорили все советские (и, разумеется, местные  СМИ), то о второй они предпочли умолчать. 
Первая трагедия – это гибель в июне 1971 года экипажа космического корабля «Союз-11», в состав которого вместе с Георгием Добровольским и Владиславом Волковым входил наш земляк Виктор Пацаев. 
А вторая – падение 16 мая 1972 года военного самолета на детский садик в Светлогорске. В катастрофе погибло 23 ребенка, три сотрудника детского сада, восемь членов экипажа.
Дело пытались засекретить, за ночь территория детского учреждения была превращена во что-то вроде сквера. Но разве такое утаишь? Скоро о трагедии узнала вся область. На похоронах, говорят, присутствовало около десяти тысяч человек. 
 В жизни бывает всякое. Техника отказывает, люди ошибаются. Это ужасно, конечно. Но, по сути, – неизбежно. Зачем было делать из этой страшной беды тайну? Зачем причинять людям, которые потеряли близких, еще большую боль? Ради чего? Чтобы доказать, что при социализме не бывает катастроф? Объяснить сложно…
Но очевидно, что в попытке замолчать эту трагедию горькая примета того времени. 
В 1994 году на месте катастрофы была построена часовня с табличкой: «Храм-памятник в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» построен на месте трагической гибели детского сада 16 мая 1972 года».

Карьера «железного человека» 

Но жизнь, несмотря ни на что, продолжается. И семидесятые, в том числе первая их половина, ознаменовались многими добрыми переменами. В это время Калининград стал таким, каким его запомнило последнее советское поколение. 
Не всякий из родившихся в 1971–1975 годы сможет описать, как выглядели старые немецкие трамваи, которые бороздили город в 1950–1960-е. А вот появившиеся у нас полвека назад чехословацкие «Татры», думаю, все они знают досконально, потому что эти вагоны сопровождали их все детство и юность. Да и сегодня такие трамваи у нас не редкость. Только сейчас они выглядят неким анахронизмом, а тогда они, если можно так сказать, были на передовом рубеже прогресса. 
Примечательно, что в одной из «Татр» некоторое время работал самый настоящий робот. 
Вот что писала «Калининградская правда» в номере от 7 января 1972 года: «Вагон быстро наполняется звонкими голосами (речь идет о детях, которые специально ждали на остановке этот трамвай. – Прим. авт.). Все спешат к кондуктору, который «металлическим» голосом здоровается с пассажирами, объявляет остановки, коротко рассказывая о них, и приглашает приобретать билеты. Стоит опустить в кассу монету, как хозяин вагона одобрительно загудит, повернет голову и четким движением руки отсечет вам проездной билет. 
Железный человек был создан ребятами из кибернетического кружка Калининградской областной станции юных техников – Женей Малинным, Славой Напреенко, Олегом Бранченко и Славой Михеевым. Впрочем, главным конструктором был взрослый – Борис Василенко. 
В заметке выражается уверенность, что «еще немало роботов, изготовленных умелыми руками ребят, пополнят «железную» семью роботов-тружеников».
Но развития интересное начинание не получило. А вскоре и этот робот был «уволен». Оно и понятно, в отличие от человека, это создание – наивное. Ему вместо трех копеек железяку какую-нибудь можно подсунуть, а он, добрая душа, все равно билет оторвет, да еще и спасибо скажет. Трамвайному депо от такого «сотрудника» сплошные убытки…
Тем не менее общественный транспорт в Калининграде в годы девятой пятилетки развивался активно. А в 1975 году у нас даже появился новый его вид – троллейбусы. 
Серьезное внимание уделялось и междугороднему сообщению. В ноябре 1971 года был открыт хорошо знакомый калининградцам (а многими и любимый) автовокзал. 
Первый билет, как сообщает «Калининградка», был выдан студенту пятого курса КТИ (Ныне – КГТУ. – Прим. авт.) Виктору Ерошкину, которому надо было доехать домой – в поселок Железнодорожный. 
 – Во всем видна творческая работа строителей, архитекторов, – сказал он. – Рад за Калининград и калининградцев. Новое здание одно из лучших в городе и, на мой взгляд, весьма удобное для пассажиров. 

Символ – формальный и неформальный

В первой половине 1970-х годов в Калининграде появилось много знаковых зданий, сооружений, памятников. 
В 1972 году закончено стро-ительство эстакадного моста. Сегодня он далеко не всем нравится. В среде архитекторов бытует мнение, что его возведение стало серьезной градостроительной ошибкой, потому что мост превратил бывший остров Кнайпхоф (ныне остров Канта. – Прим. авт.) в некую транзитную зону, выдавив из него жизнь. Но, как бы то ни было, Калининград трудно представить без первой эстакады. В известном смысле это градообразующая конструкция. 

18-Родина-мать.jpg
Монумент «Мать Россия» получился у скульптора Бориса Едунова излишне «игривым»

18-Площадь-Победы.jpg
 Площадь Победы. Еще с памятником Ленина и с трибунами. В старом здании вокзала разместился межрейсовый дом моряков 

18-Фотнтан-у-Дрмтеатра.jpg
Сначала эти шары украшали фонтан у драмтеатра, а потом фонтан у «Октября» 

В следующем, 1973-м, году завершилось восстановление Кёнигсбергской биржи, в нем прописался Дворец культуры моряков. А сейчас там Музей изобразительных искусств. 
В 1974 году Калининград получил свой символ. Свою эмблему. Причем одновременно – формальную и неформальную. Речь о памятнике «Мать Россия», который получился, скажем так, слишком игривым. Ведь, если посмотреть на него под определенным углом, можно прийти к выводу, что благодаря нелепо вытянутому пальцу правой руки эта «мать» похожа на «отца».
Многие до сих пор гадают – ошибся ли знаменитый московский скульптор Борис Едунов или это была шутка художника? Ответа мы, думаю, никогда не узнаем. 
Однако в том, что для Калининграда мастер работал с удовольствием, с душой, мы можем быть уверены на все сто. Здесь много его произведений. Кроме «Матери России», это памятники Калинину, Карлу Марксу, Эрнсту Тельману, монумент землякам-космонавтам.
В номере «Калининградской правды» от 9 января 1971 году есть небольшая заметка Бориса Едунова о том, как создавался памятник Калинину в 1959 году. «Нынешним летом я снова побывал в нашем городе. Поклонился памятникам (Судя по всему, имеются в виду уже стоявшие в Калининграде памятники Калинину и Карлу Марксу. – Прим. авт.). Город очень благоустроился, похорошел, прямо не узнать. Было радостно увидеть такие перемены. Ведь я тоже считаю себя в какой-то мере калининградцем», – написал скульптор в конце статьи. 
30 апреля 1975 года начал работу кинотеатр «Октябрь» (Ныне – Дом искусств.– Прим. авт.). К тому времени 12 лет работала супермодная «Россия» (Сегодня на ее месте торговый центр «Европа». – Прим. авт.). Однако «Октябрь» по части помпезности оставил ее далеко позади. Два огромных зала (плюс лекционный) роскошные светильники, зимний сад, игровые автоматы, с помощью которых за 15 копеек можно было перед просмотром фильма уничтожить множество вражеских кораблей и самолетов. Если говорить об архитектуре, то, с одной стороны, здание получилось типичным для тех лет. Но, с другой, – архитектору Евгению Проничеву удалось сделать его живым и, несмотря на внушительные размеры, уютным и теплым. 
В этом же, 1975 году, состоялось торжественное открытие гостиницы «Калининград». «Первыми новоселами комфортабельных номеров станут сегодня почетные гости нашего города – ветераны войны, при-ехавшие на празднование 30-летия Победы», – писала тогда главная газета области. 
При этом автором отмечалось, что «с вводом в строй нового здания число мест в коммунальных гостиницах областного центра возросло больше чем наполовину».
Но упор, как сообщалось в статье, был сделан не только на количество номеров, но и на качество обслуживания.
«Удобные, отлично оборудованные одно- и двухместные номера телефонизированы, – отмечал журналист газеты О. Иванов достоинства новой гостиницы. – К услугам гостей – прокат телевизоров и бытовой техники, почтовое отделение, парикмахерская, портновская и сапожная мастерские, буфеты, отлично отделанный зал ресторана на 260 мест с хорошим эстрадным оркестром, со штатом опытных поваров, пивбар на 100 мест. Можно надеяться, что каждый из 456 гостей будет удовлетворен уровнем обслуживания, увезет хорошие воспоминания о Калининграде». 
Гостиница «Калининград», как мы знаем, существует до сих пор. И это символично. Ведь в известном смысле она олицетворяет в нашем городе связь времен. 

18-Северный-вокзал.jpg
Такиим Северный вокзал запомнился тем, кто в 1970-х годах прошлого века отправлялся из Калининграда на морское побережье. Поезда ходили часто, но жаркими летними днями их все равно часто приходилось брать штурмом 
(фото из архива Ларисы Новиковой)

Справка «СК»

Основные вехи девятой пятилетки

  • Апрель 1971 г. – открылся магазин «Дары моря». Апрель 1972 г. – заработала новая воздушная линия Калининград – Ленинград – Мурманск, связавшая регулярным воздушным сообщением два рыбацких города.
  • Июнь 1972 г. – состоялся первый выпуск молодых специ-алистов в Калининградском государственном университете. Дипломы получили 397 человек.
  • Ноябрь 1972 г. – вступило в строй новое здание – Дом печати. Здесь разместились редакции газет «Калининградская правда» и «Калининградский комсомолец», издательство «Калининградская правда».
  • 9 мая 1973 г. – состоялось торжественное открытие мемориального ансамбля у форта № 5. 
  • Февраль 1974 г. – вступил в строй домостроительный комбинат мощностью 140 тыс. кв. метров жилой площади в год.
  • 16 августа 1974 г. – начала работу Гурьевская птицефабрика.
  • Февраль 1975 г. – в Калининградской области началась промышленная добыча нефти.
  • Август 1975 г. – в Калининграде открылось новое здание Дворца культуры железнодорожников.
  • Декабрь 1975 г. – в Калининграде открылся Дом быта на улице Фрунзе.

В этом году Калининградская область отмечает 75-летие. Мы продолжаем серию юбилейных материалов. Журналисты «Страны Калининград» рассказывают о вехах в развитии края. И вы, наши читатели, можете нам в этом помочь, поделившись воспоминаниями. Первые пятилетки, большое переселение, знаковые стройки, герои этого времени, трудовые династии – пишите нам о них на эл. адрес sk@strana39.ru, звоните по тел. 31-24-11. 

поделиться
конкурс 08 Сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

33474
опрос 11 Августа 2021

На культурные мероприятия теперь пускают не только с билетом, но и с ПЦР-тестом или сертификатом о прививке. Вас такие условия напрягают?

90