От городских набережных, разбросанных по разным местам, сегодня один за другим уходят прогулочные судна. И желающих прокатиться на них много. Поэтому корреспондентам «Страны Калининград» захотелось узнать, кто же те капитаны, что возят жителей и гостей нашего города на ежедневные экскурсии.
Тем более что и подходящий повод у нас имеется. В ближайшую пятницу, 25 июня, в мире будут отмечать День моряка, или мореплавателя. Решение о его праздновании было принято в 2010 году на уровне ООН и Международной морской организации. А спустя еще 10 дней – 4 июля – в России отпразднуют День работников морского и речного флота. Памятная дата была учреждена в СССР в 1980 году, а впервые ее отметили в 1981 году.
«Кометы» ушли в прошлое
Кто жил в Калининграде в советское время, наверное, помнит, как от речного вокзальчика на Правой набережной по водной глади одна за другой в путь отправлялись «Кометы» – суда на подводных крыльях. Потом они исчезли. В 2000-х годах вроде как шли разговоры о том, чтобы этот вид экскурсий возобновить, но дело оказалось финансово весьма затратным.Поэтому сегодня их сменили маломерные прогулочные суда. Они и маневреннее, и дешевле стоят, и легче обслуживаются. Активно этот бизнес – экскурсии на воде – стал у нас развиваться около 10 лет назад. При этом деятельность строго регламентирована.
– Чтобы получить причал в пользование, нужно участвовать в аукционе, который проводит администрация Калининграда, – рассказал «СК» представитель одной из компаний – организаторов экскурсий на воде (он попросил не называть его имя. – Прим. авт.). Всего таких компаний в Калининграде сегодня пять. – При этом аренду дают на пять лет, а хотелось бы на пятнадцать или даже двадцать, как в Петербурге и на Черном море. Потому что именно такой срок позволяет вкладывать серьезные средства и в обустройство причала, и в обновление флота. Сейчас, например, наметился переход к электрическому флоту. В этом случае маломерные суда работают не на дизеле внутреннего сгорания, а подзаряжаются от розетки, как электромобили. И в следующем году у нас такое судно появится.
По словам представителя экскурсионной компании, несколько лет назад появилась неприятная тенденция – на аукционы по аренде причалов стали приходить организации, не имеющие к этому бизнесу никакого отношения.
– Они повышают цены, выигрывают конкурс, а потом сдают причал в субаренду. А то, что у тебя несколько судов и ты работой обеспечиваешь два десятка человек, имеешь многолетний опыт водных экскурсий, к сожалению, на результаты аукциона не влияет.
Соревнование гидов
Маршруты большинства экскурсионных катеров ограничиваются рамками города. Ведь все работают в границах одной реки, а выходить за пределы Калининграда, где вдоль берегов растут одни камыши, почти никто не будет. Ну разве что ради отдаленной кирхи.– Маршруты, конечно, у всех компаний одинаковые. И тут в дело вступают экскурсоводы, кто лучше и интереснее расскажет, – поясняет наш собеседник. – Когда в Калининграде появляются новые объекты, обязательно включаем их в экскурсионный маршрут. Вот появился новый стадион, а у Музея Мирового океана – корпус в виде земного шара. Так что внимательно следим за тем, что нового появляется в городе. Все может стать предметом экскурсии.
А порой гидам приходится быть предельно находчивыми.
– По Преголе, к сожалению, плавает много мусора, а специальной службы, как опять же в Петербурге, у нас нет. Иногда мы видим, как сотрудники МЧС на резиновых шлюпках с сачками вылавливают пластиковые бутылки. А когда с туристами огибаем остров Канта, в районе гостиницы «Ибис», то видим, что там в реку выходит канализационная труба. Бывает, что оттуда выливается рыжее пятно, а вместе с ним в самом неприкрытом виде «бомбочки». Туристы в удивлении вскрикивают! А вскоре там еще и мост пешеходный построят, чтобы, видимо, сверху еще лучше было видно, – смеется представитель компании.
Мешают каноисты
– А бывают на Преголе пробки, как на городских дорогах? – спрашиваем.– Бывают! Кроме того, сильно мешают частники, они идут на лодках со скоростью выше 10 километров в час, чем создают волну. Также встречаются гидроциклы, хотя в городской черте они вообще запрещены. В последнее время активизировались каноисты и пловцы на досках для серфинга. Причина в том, что они, как и туристы, тоже хотят идти по реке в центре Калининграда. Виды открываются здесь красивые. Нам есть что показать гостям города и интересно рассказать о его истории. Опять сошлюсь на Петербург – там все озвученные выше проблемы уже решили с помощью полиции и регламентировали часы выхода на воду с обязательной подачей заявки об этом в МЧС. Мы тоже написали обращения в эту структуру, но ответа пока нет.
Причалы для водных прогулок расположены на набережных в разных местах Калининграда. Наш фотокорреспондент прокатился с ветерком вместе с гостями из Москвы, Архангельской области и Челябинска
Что говорят капитаны экскурсионных судов
Корреспонденты «Страны Калининград» поговорили с пятью судоводителями. Все они имеют специальное образование, чаще всего высшее. Для некоторых из них вождение прогулочного катера – это второй вид работы, помимо основного. Многие успели обойти весь земной шар и не по одному разу. А кого-то даже можно увидеть на экране! Словом, все они интересные люди.«Отправил «друга» на металлолом и пришел за отдушиной»
Виктор Ипатов (60 лет):
(причал со стороны Кафедрального собора)
– Я все детство провел в Советске на Немане, у нас был свой речной порт. Потому и жизнь хотел связать не с морем, а с рекой. Окончил местный филиал Ленинградского речного училища и работал на буксире- толкаче «Сириус». Мне было 22 года, когда я его получил на Новой Ладоге в 1982 году! И ходил на нем до его последних дней. Недавно «друга» отправили на металлолом, так как он отслужил свой срок. Работал я на нем по всей Калининградской области. Таскал баржи и по рекам, и по каналам, снимал суда с мели. А сюда, то есть в туризм, пришел за отдушиной. Раньше в виде подработки, а теперь на постоянной основе. Вода не отпускает, да и с людьми работать интересно.
«На ЧМ по футболу вместо туристов возили полицейских»
Алексей Лисин (59 лет):
(причал у Деревянного моста)
– Я, как и многие калининградцы, всю жизнь ходил в море. Где только не бывал. Рыбаком – в основном на Канарах и в Перу, а с торговым флотом – по всей Европе. Много лет работаю в «Гидрострое», где вожу буксир. Таскал плавкраны, баржи тягал, в Балтийске занимался углублением бассейнов. И водолазов возил, когда они научно-исследовательское судно «Витязь» чистили. Мы больше месяца стояли рядом практически вторым музейным экспонатом.
А сейчас мой буксир стоит на стапелях, так как у него закончился регистр – разрешение на работу, которое надо обновлять каждые пять лет. Так что у меня образовался перерыв. Но я и раньше совмещал два занятия. Пятый год пошел, как эту работу предложил мне напарник по буксиру. Я попробовал, и понравилось. Застал чемпионат мира по футболу - 2018. Думали: «Вот сейчас заработаем!» Но иностранные туристы на самом деле катались мало, швейцарцы и англичане, помню, каждую копейку считали. И мы весь чемпионат возили наших полицейских. Они съехались из многих городов, жара стояла невыносимая. А они, бедняги, работали круглыми сутками. И как только снимали форму, сразу к нам – на отдых и поближе к воде. Много для них тогда экскурсий провели. А сейчас, в пандемию и по жаре, – водные экскурсии в Калининграде самое то. Популярностью у туристов пользуются.
«Восемь лет присматривался к Калининграду»
Виталий Михеенко (52 года):
(причал у памятника Николаю Чудотворцу)
– Я всю жизнь жил на Камчатке, потом стал военным пенсионером и три года назад перебрался в Калининград. К городу присматривался восемь лет, пока не решился на переезд. Возить туристов начал год назад по рекомендации друга. В отличие от рек Камчатки Преголя более спокойна, но это ничего не значит, всегда нужно быть внимательным. Если на Камчатке ежедневные приливы и отливы, то здесь характерны нагонные ветра и другие моменты. Сейчас вместе с туристами с удовольствием слушаю каждую экскурсию, знакомлюсь с богатой историей региона. Тем более что каждый гид рассказывает по-своему. Всегда узнаешь что-то новое. А еще Калининград поражает обильным цветением, до сих пор не могу к этому привыкнуть и восхищаюсь. Такое обилие цветов – липы, каштаны, яблони, вишни. А какие запахи!
«В поисках себя даже снялся в кино!»
Юрий Ващенко (30 лет):
(причал у Рыбной деревни)
– Как и многие коллеги, я окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота (БГАРФ), причем факультет судовождения. А когда вышел в море, понял, что тяжело переношу морскую болезнь! Пришлось искать себя в другом деле. Хорошо, что я люблю получать знания, развиваться. В итоге отучился на водителя категорий В, С, автомеханика, слесаря-ремонтника, электрика. Также занимался рекламой и снялся в фильмах «Морские дьяволы» (16+) и «Дайверы» (16+). А в туристические перевозки пришел сначала рекламным менеджером, затем уже сам стал капитаном. И отучился еще и на экскурсовода! Ведь одно дело, когда люди слушают аудиогида, и совсем другое – живую речь. Это намного интереснее. У туристов всегда появляются вопросы даже к записанной «на пленку» экскурсии. А я могу ответить, дополнить новой информацией. Часто бывает, что экскурсия начинается с аудиогида, а потом, когда вступаешь в разговор, туристы просят: «А давайте вы нам дальше сами расскажете!» Я только за! Бывает, что экскурсия уже закончилась, а мы еще стоим на набережной и продолжаем общаться.
«Сначала обошел весь земной шар»
Максим Богусонов (41 год):
(причал у Рыбной деревни)
– Капитаном прогулочного судна я работаю два месяца. Захотелось занятия для души, так как есть основная работа – в Балтийске помощником капитана на лоцманском катере. А до этого, после окончания БГА, а затем и Калининградского морского колледжа, были у меня и большие моря, и большие суда как рыбопромыслового, так и торгового флотов. Обошел, можно сказать, весь земной шар.
В Калининграде я живу с трех лет и очень люблю этот город. Конечно, все эти места хорошо знаю, многие еще пацаном оббегал сам. Но за столько лет работы на воде сам на речной экскурсии никогда не был! А когда попал на нее первый раз, с удивлением услышал от гида много нового о Калининграде. Мало того, что я люблю движение, так еще во время экскурсий мы проходим по таким красивым местам.