или Зарегистрироваться
Наш край
1605
0
29 марта 2021

Куда делся «Христос, несущий свой крест»?

Запомнившаяся многим калининградцам скульптура исчезла в начале 60-х годов ХХ века 
Калининград – это город потерянных в разное время скульптур. Самый, пожалуй, известный пример – созданный Христианом Раухом в 1857 году памятник Канту. 
Мы знаем, что в 1944 году «красная графиня» Марион Денхофф отвезла его в свое поместье Фридрихштайн (ныне поселок Каменка. – Прим. авт.), а дальше следы бронзового Канта теряются. А стоявшая у башни Врангеля скульптура молодого крестьянина, «немецкого Михеля», работы Фридриха Ройша, судя по всему, была уничтожена во время боевых действий. Похожая судьба у стоявшего с 1910 года на берегу Верхнего пруда «Лучника» Фрица Хайнеманна. И так далее, и так далее. 

Свидания в склепе

Все вышеперечисленные памятники роднит то, что сгинули они во время Второй мировой. А вот вытесанный в 1913 году скульптором К. Шварцем по модели коллеги Пауля Коралуса «Христос, несущий свой крест» войну пережил. 
Эта композиция находилась на территории католической общины капеллы Святого Адальберта вплоть до начала 60-х годов прошлого века. Калининградцы «со стажем» помнят эту скульптуру и цитату из Евангелия от Матфея на немецком, выбитую на постаменте: «Следуй за мной». 
Памятник не раз упоминается в романе Юрия Иванова «Танцы в крематории» (16+), сюжет которого разворачивается в послевоенном Калининграде. В одном из эпизодов речь идет о свидании главного героя с подругой в… склепе католического кладбища. 
«Быстро иду мимо туй, уродливых деревьев, крестов, памятников, заснеженных плит. Вот и Иисус Христос показывается. Стоит на колене. Согнулся, бедный, под тяжестью огромного креста. Да вот и склеп-часовня. Массивная, украшенная металлической вязью, кованная из железа дверь. Я знаю: там, внутри, — красивая, широкая, украшенная резьбой скамья, к которой цепью прикованы ведро и лейка. Мы тут уже как-то бывали с Литой, целовались, но... но сколько же тут мертвых! Они лежат возле постамента памятника Иисусу Христу, вокруг часовни, на ее ступеньках. Не дай Бог, если они и внутри часовни!» 
И вот еще фрагмент: «Школа, комсомол, Лита... Хотя, может, Литка все простит? Да и что, собственно говоря, тут прощать-то? В чем я провинился? А, все ерунда. Так уже бывало: вспылит, а потом все по-прежнему. Вот память! У нас же сегодня свидание. На кладбище, что на Хаммервег (раньше так называлась часть проспекта Мира. – Прим. авт.) В склепе. Возле Иисуса Христа, который крест на себе волочёт. В восемь вечера. Говорила, что там между нами произойдет что-то особенное. Придет или нет? Пойти?..»
Кстати, на обложку этой книги Юрия Иванова помещена фотография скульптуры несущего крест Иисуса, сделанная краеведом Алексеем Губиным. 

Мозолил глаза 

 В общем, долгое время композиция, которая упоминается в фундаментальной работе Гербердта Мейнхардта Мюльпфордта «Кёнигсбергская скульптура и ее мастера.1255–1945 годы», была привычным элементом городского пейзажа. И никого особо не смущала, несмотря на то, что совсем не способствовала построению коммунистического общества.
Однако все когда-нибудь заканчивается. Во время «Оттепели», при Хрущеве, началась очередная антирелигиозная кампания, и какой-то местный начальник решил, видимо, проявить усердие, приказав скульптуру убрать с глаз долой. 
И вот дальше начинаются загадки. По городу поползли слухи, что скульптура цела. Просто глубоко закопана.
Недавно Государственный архив Калининградской области (ГАКО) на своей страничке в соцсети опубликовал материалы расследования, которое было проведено во время Перестройки. Оказывается, летом 1989 года горсовет Калининграда разрешил проведение поисковых работ по извлечению скульптуры на территории парка между Лесопарковой улицей и Яблоневой аллеей. Спонсором экспедиции выступил «Калининградстрой», выделивший технику и подъемные механизмы. В случае положительного результата поисков скульптуру на временное хранение должен был принять Дворец культуры рыбаков. 
ГАКО также приводит выдержки из протоколов опроса свидетелей. Большинство из них утверждали, что видели собственными глазами, как памятник был зацеплен тросом, скинут с постамента и «захоронен» в непосредственной близости от того места, где он стоял. 
В частности, в справке об опросах очевидцев имеются следующие свидетельские показания: «Работал бульдозер… обслуживаемый военнослужащими мор-флота. Объект был опущен в вырытую траншею ниже уровня земли и засыпан». Другой житель города вспоминает: «Скульптура стояла в ближней к каменному забору аллее, ее сбросили, зацепив тросом. Что было дальше с ней, я не видел». Еще один свидетель рассказал, что, увидев демонтаж скульптуры, поинтересовался у рабочих, зачем они это делают. Ему ответили, что «объект утратил свое первоначальное значение и сейчас кое-кому мозолит глаза». 

Разбили на куски

Окрыленные надеждой извлечь скульптуру из-под земли, поисковики детальнейшим образом исследовали место, где она стояла, а также его окрестности. Однако, увы, положительного результата они не добились. 
В отчете ГАКО говорится, что найдена была лишь часть руки скульптуры (причем непонятно – той, которую искали, или нет). Также были вырыты белые песчаниковые плиты (видимо, составлявшие ранее постамент скульптуры) и часть стального троса с петлей. «По итогам раскопок 1989 года и последующих исследований 1990–1991 годов был сделан вывод о том, что скульптура была разбита на мелкие части и разбросана по всей территории парка…» – сообщает ГАКО. 
В документах поисковой экспедиции также есть информация: «Параллельно с нашей группой вела собственное расследование и группа «Возрождение». Из их отчетов следует, что они опросили свидетельницу, которая видела, как скульптуру, валявшуюся на земле, военные разбивали кувалдами на куски…»
Впрочем, слухи о том, что скульптура цела и находится сейчас в Литве, до сих пор циркулируют по городу. Однако вряд ли под ними имеются какие-то основания. Под Каунасом действительно есть (во всяком случае была) скульптура несущего крест Христа, но к калининградской она не имеет никакого отношения. Просто сюжет этот весьма распространен в монументальном искусстве. 

09-Крест-Христа-2.jpg
Композиция «Христос, несущий свой крест» упоминается в работе Мюльпфордта «Кёнигсбергская скульптура и ее мастера. 1255–1945 годы» (фото предоставлено ГАКО)

09-Крест-Хроиста-основной.jpg
Примерно на том месте, где стояла скульптура, в 1990-х годах построили лютеранскую церковь

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2