08:00

Здание бывшей поликлиники на Расковой решено пока не продавать

Газета «Страна Калининград» уже писала о планах правительства области снести здание бывшей поликлиники на улице Марины Расковой и построить на его месте жилой дом с новой поликлиникой на первом этаже. 
Идея эта вызвала протест со стороны многих калининградцев, потому что приговоренный к уничтожению дом хоть и не состоит на специальном учете, но все же уникален, поскольку представляет собой образец так называемого межвоенного модернизма, или для краткости – баухауса. В таком же стиле, например, в Кёнигсберге были построены Ремесленное училище для девушек (Дом офицеров на ул. Кирова), Парк-отель (офисное здание на ул. Серге-ева, 2) и Государственный архив (областная научная библиотека на проспекте Мира). 

Резоны правительства 

Ситуация накалилась настолько, что региональная Общественная палата провела заседание, на которое пригласили все заинтересованные стороны. 
Сначала выступили сторонники сноса – гененеральный директор АО «Корпорация развития Калининградской области» Андрей Толмачев, министр здравоохранения области Александр Кравченко, главный врач горбольницы № 2 Степан Миракян и руководитель областного Агентства по имуществу Наталья Кузнецова.
Общая позиция у них такая: здание старое, аварийное, в нем в буквальном смысле опасно находиться. Живущим же в этом районе людям как воздух нужна поликлиника. Старое здание привести в порядок невозможно. Да и не отвечает оно современным требованиям для мед-учреждения. Новая же поликлиника будет на 20% вместительнее. И главное – построят ее не за бюджетные деньги. 
Защитники здания, среди которых эмоциональным настроем выделялся краевед Евгений Мосиенко, предположивший, что дом, может быть, возведен по проекту самого Роберта Либенталя (автор здания областной библиотеки. – Прим. авт.), обращали внимание на уникальность объекта.

Странная газификация 

Однако руководитель областной Службы госохраны памятников Евгений Маслов их пафос не разделил. По его мнению, наиболее яркие образцы баухауса в охранный список уже внесены, а включать туда все подряд не имеет смысла. Это девальвация, заявил он. 
И еще Маслов сказал, что считает неправильным рассматривать вопрос о придании объекту особого статуса (а такая заявка уже подана. – Прим. авт.) после того, как появилась информация о его сносе или перестройке. В этом случае, уверен он, нужно проводить антикоррупционную экспертизу. 
В чем может состоять корыстный интерес тех, кто требует сохранения здания, Маслов не пояснил. Но через несколько минут после его выступления коррупционным душком пахнуло с другой стороны. Депутат облдумы Александр Мусевич, ссылаясь на своих избирателей, сообщил, что всего год назад поликлиника была газифицирована. Зачем это было сделано, если здание аварийное? Или тогда оно таким не было? Как случилось, что немалые деньги (а газификация – процедура недешевая) были фактически выброшены на ветер?
Ответить на этот вопрос никто из защитников сноса поликлиники не смог. Равно как и на вопросы активиста Анатолия Журату, который поинтересовался, почему, рассказывая о неудовлетворительном состо-янии здания, официальные лица показывают слайды со старым рентген-аппаратом и «убитым» унитазом? Почему здание не было отремонтировано раньше? Почему вопрос об его ужасном состоянии встал внезапно – в период пандемии коронавируса? Куда чиновники смотрели раньше? На что шли деньги налогоплательщиков?

«Денег нет»

Во время обсуждения, длившегося больше двух часов, звучали мысли о том, что если уж и строить поликлинику, то не как часть жилого дома, а отдельно. Иначе как там сможет работать, например, тот же рентген-кабинет? 
Даже если это будет возможно с юридической точки зрения, понравится ли такое соседство жителям элитного дома? Как будет решен вопрос с парковкой? Хватит ли места и жильцам, и пациентам? 
Министр здравоохранения Александр Кравченко согласился с тем, что было бы лучше построить отдельную поликлинику, но сделать это, по его словам, сейчас невозможно, потому что «нет денег».
Это признание прозвучало немного странно на фоне покупки непригодного к восстановлению Дома Советов за почти 400 млн рублей. Но никто спорить не стал. Нет так нет. Зато было предложено не зацикливаться на «баухаусной» поликлинике. Может, стоит поискать другое, менее ценное здание в этом районе? 

Сомнительная выгода

Разумеется, многих интересовало, что появится на месте поликлиники в случае ее сноса и строительства нового здания. Но ни проект, ни визуализация представлены не были. Да и название компании-застройщика тоже никто не озвучил. А интересно было бы узнать бенефициара проекта. 
Александр Мусевич, допустив, что новое здание будет высотным, быстро посчитал, что только две квартиры в пентха-усе покроют затраты на поликлинику. Остальные квартиры в доме – это прибыль застройщика. Толмачев заверил, что новый дом будет не выше шести этажей. 
Возвращаясь к тому, насколько ценно старое здание, руководитель местной еврейской организации Виктор Шапиро сказал, что иногда водит экскурсии по бывшему Амалиенау, в ходе которых многие туристы, особенно те, которые бывали в Тель-Авиве – признанной столицы баухауса, – неизменно отмечают здание поликлиники на Расковой. И, если его снести, подобных узнаваний происходить не будет. А это значит, что наш город станет беднее. 
Шапиро посоветовал чиновникам не спешить с принятием решения. Ведь сиюминутная выгода может обернуться долгосрочными потерями. Он предложил представить ситу-ацию, когда богатый человек приходит к руководителю оркестра и предлагает заменить старого скрипача на своего родственника. А взамен обещает организовать сулящие хорошую прибыль гастроли. С одной стороны, выгодное предложение. А с другой, такая замена может обернуться катастрофой для оркестра. Ведь неизвестно, насколько хорошо родственник спонсора умеет играть на скрипке. Да и зрители привыкли к старому музыканту. 
В итоге региональная Общественная палата, поддержав инициативу ее члена Соломона Гинзбурга, рекомендовали областной Думе не включать поликлинику в перечень подлежащих приватизации объектов. 
На следующий день (17 декабря) депутаты облдумы именно так и поступили.
Впрочем, вопрос закрыт не навсегда, а «до более тщательной проработки». И надо полагать, что Корпорация развития Калининградской области скоро выступит с новым предложением. А «Страна Калининград» вернется к этой теме. Может, даже не раз. 

Здание бывшей поликлиники на Расковой решено пока не продавать

Многим туристам из Израиля это здание по адресу: Калининград, ул. Марины Расковой, 10, напоминает о Тель-Авиве

Выбор редакции